Обстановка в педучилище была теплой, уважительной и доброжелательной. Всегда торжествовал порядок. Атмосферу того времени можно выразить словами преподавателя Розы Петровны Адцеевой. Обращаясь ко мне, она как-то сказала: "Ты знаешь, я жду и никак не дождусь, когда отпуск закончится, чтобы побыстрее на работу выйти". Думаю, к этим словам многие могут присоединиться.
Директором училища с 1975 по 1987 г. был Амзор Дрисович Тлатов учитель русского языка и литературы, истории и обществоведения. И этот список можно было бы продолжить, так как его разносторонние знания не укладывались в строго обозначенные специальности. Казалось, не было такой области гуманитарного знания, в которой бы он не разбирался.
Амзор Дрисович был наставником в полном смысле этого слова. А его советы – настолько убедительными и доброжелательными, что появлялось большое желание в следующий раз сделать намного лучше. Как-то во время прохождения мною практики в стенах родного училища, при анализе посещенного урока истории, он, видя мое желание дать студентам как можно больше информации, сказал: "Вот дерево, у которого есть ствол и ветки. Ствол – это основная идея урока. Ветки – это аргументы, примеры, какая-либо другая информация. Можно немного отвлечься, но всегда надо возвращаться к основной идее". Это был тот случай, когда образное мышление помогло мне понять и представить логически выверенный урок. А в дальнейшем взяться и за научную работу, в которой была разработана модель методологического синтеза научного и художественного мышления как важного пути оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Амзор Дрисович учил, всегда обращая внимание на то, что труд является условием успеха. "Не боги горшки обжигают", – говорил он. Эта фраза здорово окрыляла и была тем толчком, который заводил процесс системного освоения предмета.
Устному ответу он отдавал предпочтение. Полностью разделяя его мнение, вспоминаю выражение Сократа: "Заговори, чтобы я тебя увидел". Действительно, сущность человека раскрывается в диалоге. А когда мы принимали экзамены по общественным дисциплинам, видя, что меня заинтересовали его зашифрованные записи, научил, как безошибочно оценивать ответы студентов, переведя цифру в буквы. Пользуюсь до сих пор.
Еще совет, которому следую: никогда не акцентировать внимание на опоздавших студентов, хотя это было редким явлением. "Раз пришли – надо обязательно впустить, даже можно указать рукой, чтобы быстро и незаметно сели. Выяснять и проводить воспитательную работу надо после урока".
Он был умелым организатором. Все вопросы решались совместно, коллегиально. Были ощущение надежности, гарантия успеха в планировавшихся мероприятиях. Планы по учебной, воспитательной, партийной работе, по линии комсомола и профкома всегда сверялись. Не было никогда накладок. Нагрузка распределялась равномерно на все группы. Благо уютный, светлый актовый зал училища позволял. Этот зал помнит много интереснейших встреч, мероприятий. Частыми гостями были поэты, писатели, художники – выпускники нашего педагогического училища Георгий Кайтуков, Михаил Дзбоев, другие известные люди, которые сохранили теплые воспоминания о времени учебы. Приезжал также автор учебника "Педагогика" Н.В. Савин.
Будучи директором, Амзор Дрисович часто выступал на комсомольских конференциях, собраниях, поднимая вопросы успеваемости. Он был уверен, что школа определяет будущее страны, а потому из стен педагогического заведения должны выходить подготовленные специалисты, желающие работать. Поэтому эффективно шло распределение выпускников, при котором присутствовали представители министерства просвещения, иногда – руководители районов республики. Возникавшие проблемы решались здесь же, в кабинете директора. "За бортом" никто не оставался, все трудоустраивались. Правда, этому предшествовала большая подготовительная работа.
Человек внутренней культуры, уроженец г. Ардона, с красным дипломом окончивший факультет русского языка и литературы СОГПИ (ныне – СОГУ им. К.Л. Хетагурова), удостоенный стипендии им. Арсена Коцоева, имеющий опыт журналистской работы в ардонской местной газете и, конечно же, в школе директором, которым он делился с нами, молодыми преподавателями... Кстати, кто бы ни входил к нему в кабинет, он приветствовал его стоя независимо от возраста. В этом тоже была мудрость. Какое бы мероприятие ни проводилось, он всегда своим присутствием придавал ему значимость, солидность – от проведения конференций и приема важных делегаций до конкурса танца... везде чувствовал ответственность и требовал ее от окружающих.
В 90-е годы, когда страна переживала глубокий кризис, он душой болел за то, что школьники теряют способность воспринимать то, что обязаны воспринимать, чтобы быть гражданами своей Родины. На этом фоне "духовного обморока всей страны" изучению истории в школах (специалисты знают об этом) были свойственны разночтение и открытая фальсификация событий в учебниках по истории, что вызывало большие нарекания. По мнению Амзора Дрисовича, изучение истории должно было иметь установку не только на узнаваемость фактов и приобретение навыков жизни в условиях плюралистической демократии, но и на воспитание нравственности, способности ориентироваться в достижениях мировой и отечественной культуры. Образование должно быть направлено на выработку способности у учащегося самостоятельно мыслить и рассуждать, осознавать себя в качестве полноценного участника культурного процесса. В этом был глубоко убежден Амзор Дрисович. Учительская в педагогическом училище была не только местом, которое притягивало преподавателей, но и площадкой, где живо обсуждались назревшие и интересовавшие вопросы. И какие бы острые ни обсуждались, отношение к будущему было все-таки не так безнадежно... "И сквозь асфальт пробивается трава", – сказал бы он, заслуженный учитель Российской Федерации Амзор Дрисович Тлатов.
Татьяна ЦОМАРТОВА,
кандидат педагогических наук, преподаватель Северо-Осетинского педагогического колледжа
На фото: справа налево: директор педагогического училища №1
А. Д. Тлатов, завуч С. С. Кцоев, известный педагог и автор учебников Н. В. Савин