Валерий после окончания школы поступил в педагогический институт, затем преподавал в школах Дигорского ущелья, директорствовал. В работе избегал примитивной видимости порядка и послушания, стремился развивать интеллектуальный и духовный мир. За это и пользовался огромным авторитетом среди коллег и учеников.
Прилежностью, ответственным отношением к делу он обратил на себя внимание руководства района и был переведен в аппарат райкома партии, возглавлял отдел пропаганды и агитации. После распада Советского Союза работал первым заместителем главы Ирафского района. Несколько лет назад ушел на заслуженный отдых. Но не растерял глубочайшее уважение и преклонение перед людьми, для которых учить людей – профессия.
На наш взгляд, заслуживают внимания его воспоминания о своих учителях, которые дали ему путевку в жизнь.
– 2023-й, как известно, был объявлен в России Годом педагога и наставника. Это факт, который приносит мне особую радость, и я хотел бы еще раз выразить признательность всем учителям. Желаю им благополучия, здоровья, чтобы их труд приносил им радость и удовлетворение.
Очень ценно, что государство стало уделять больше внимания учителю, наставнику. Государство вновь напомнило об их значимости и вкладе в развитие общества. Школа и педагоги всегда с особым трепетом готовили детей к самостоятельной жизни. Если что-то оставалось непонятным или неизвестным, можно было обратиться к учителю. Помимо формирования знаний нам в школе, к примеру, также прививалось уважение к обычаям, традициям и осетинскому этикету. В современном мире уже многое изменилось. При возникновении любого вопроса мы тут же стали обращаться к Интернету, который всегда под рукой, к разнообразным книгам и телевизионным каналам. Там можно найти все, что угодно, как важное, так и не очень. Но, к счастью, у нас по-прежнему есть учителя, живые и конкретные люди.
Компетентные преподаватели не только успешно готовят своих учеников к ЕГЭ, но и вносят дополнительные знания в их умы, находя общий язык с молодым поколением.
Но сейчас хотел бы вспомнить и рассказать о тех, кто нас учил, дарил нам знания и был наставником в жизни. В начальных классах Махческой школы у нас преподавала удивительная учительница Роза Михайловна Хохова. В наших глазах она казалась почти небесным созданием: каждый день выглядела невероятно красиво, словно готовилась к празднику. А как нам преподавала, заложив в нас прочный и надежный фундамент знаний на всю жизнь!
В средних классах также были талантливые и сильные учителя, которые нас понимали, поддерживали, вызывали интерес к учебному процессу.
Как не вспомнить Кайтука Ивановича Хадаева, преподавателя русского языка и литературы. Он проводил с нами очень много времени, потратил много сил и энергии, но добился того, что в классе и чистописание, и грамматика у всех были на должном уровне. Для этого мы всегда носили с собой отдельные тетради, чтобы оттачивать свой почерк и писать сочинения без ошибок. Это не было официальной частью учебной программы, но Кайтук Иванович настаивал: "Ваш почерк будет вашей визитной карточкой в любом написанном вами документе".
Осетинские язык и литература нам сперва почему-то давались не столь легко, но когда в нашей школе начал преподавать Фацбай Галауович Тавасиев, мы полностью пересмотрели свое отношение к данному предмету. Он был удивительным человеком, завоевавшим любовь не только школьников, но и жителей сел всего ущелья. Поэт, писатель, сказитель, он создавал прекрасные тексты для песен, проникнутые духом осетинских традиций и обычаев. В праздничные дни и на свадьбах его просили исполнить застольные песни, он всегда с радостью откликался. В те времена не было приглашенных артистов или ансамблей, поэтому именно Фацбай становился неотъемлемой частью всех мероприятий.
Он работал с нами и после уроков, помогал учить стихи и рассказы, создал театральный кружок, ставил различные сценки. Я однажды сыграл роль старика в его спектакле под названием "Уайсадаг киндза" ("Тихая невестка"). Мы показывали эту постановку жителям селения Фараскат. Честно говоря, я не был талантлив в этой области, но старался на совесть. Зато в роли молодого парня в этой пьесе блестяще сыграл Ахсарбек Дзагоев и за свое исполнительское мастерство был вознагражден громкими овациями. На тот момент я не полностью осознавал значимость его методов работы. Однако, когда сам стал учителем, понял, что Фацбай Галауович помог нам раскрыть наши таланты.
С большим уважением вспоминаю учительницу математики Сафиат Алексеевну Хадаеву. Она была столь же основательной, как преподаваемый ею предмет. Очень доходчиво объясняла, не успокаивалась, пока не достигала цели урока.
Еще одним прекрасным примером является Кермен Хадзиметович Нигкоев. Помимо предусмотренной школьной программы по биологии и географии он помог нам пройти "школу жизни". Благодаря его усилиям вокруг Махческой школы появился прекрасный фруктовый сад. Мы с Керменом Хадзиметовичем ходили в лес за саженцами яблонь и груш, а затем сажали их во дворе школы. На следующий год он даже научил нас делать прививки. Это были незабываемые уроки, которые научили нас ценить и беречь природу.
Когда мы учились в шестом классе, наш учитель устроил для нас незабываемый поход, который, я уверен, не все взрослые смогли бы осилить. Мы начали с Махческа, перешли через Ханаз, преодолели перевал и густые леса, чтобы остановиться на ночлег недалеко от Синдзикау. Там Кермен Хадзиметович разжег костер и начал рассказывать нам увлекательные истории. Мы, сидя вокруг огня, слушали его с таким удовольствием, с таким вниманием, словно сами стали частью этих захватывающих приключений. Но это еще не все. На второй день мы преодолели "Сурхи барзонд" ("Вершина Сурхи") и вышли к Калуху, а оттуда вернулись в Махческ, пройдя невероятные 70–80 километров! Это был настоящий жизненный опыт, который нам был так необходим. А как он нас учил танцевать!
Когда перешли в старшие классы, продолжили учебу в престижной Мацутинской школе. Здесь мы ощущали себя студентами университета – настолько атмосфера полного погружения в обучение была проникновенной. Наши учителя соответствовали этому уровню на все сто. Необыкновенные профессора педагогики, такие как Кермен Данелович Аркаев, преподаватель русского языка и литературы, Виктор Дрисович Малиев, историк, и Уарзета Дохчикоевна Дадтеева, учительница математики, погружали нас в мир знаний и вдохновения. А наш классный руководитель Ермак Майранович Гокоев был настоящим гуру, который всегда поддерживал и вдохновлял в достижении целей.
Все эти уникальные люди помогли сделать наши школьные годы незабываемыми и запоминающимися. Мы благодарны им за то, что они вложили в нас знания и страсть к учению. Благодаря им мы стали уверенными и успешными людьми, готовыми преодолевать любые трудности на своем пути.
На занятиях с Керменом Данеловичем мы ощущали себя словно на университетских лекциях. Он был необыкновенно грамотным педагогом.
История была моей самой любимой дисциплиной, ведь наш учитель Виктор Дрисович мастерски умел преподносить материал. Он знал буквально все! То же самое касалось и математики. Уарзета Дохчикоевна выстраивала уроки таким образом, что мы все буквально погружались в изучение логарифмов и теорем.
Математика легко поддавалась не только мне, но и многим моим одноклассникам. В нашем классе были талантливые ученики вроде Артема Гобаева и Батраза Катаути, которые не раз выигрывали республиканскую олимпиаду. Артем даже принимал участие во всероссийской олимпиаде в Москве и получил медаль в конце школьного обучения. Подобных успехов никто не достигал в нашей школе ни до, ни после него.
Однако самыми захватывающими уроками для меня стали занятия по осетинской литературе. Никогда не думали, что этот предмет окажется столь увлекательным. Мы с таким интересом слушали нашего учителя, который мастерски рассказывал нам на осетинском языке! Не случайно Ермак Майранович на протяжении долгого времени возглавлял объединение учителей осетинской литературы в нашей республике.
Нас в классе было 19 учеников. И почти все продолжили свое дальнейшее образование. Этот успех прежде всего можно отнести к заслугам учителей, которые с великим трудом и преданностью трудились, чтобы подготовить к будущему. С годами я все больше и больше осознаю важность и их влияние на наши судьбы.
За время, прошедшее с окончания школы, я сам стал учителем и даже работал в должности директора. В школе были и другие педагоги, представители другого поколения, тоже достойные подражания. Я всегда стремился равняться на них, но, на мой взгляд, не всегда это удавалось. Отрадно, что и сегодня в школах есть настоящие Учителя, Наставники, и мы должны ценить и уважать труд, который они вкладывают в каждого из своих учеников.