"В годы Великой Отечественной войны в тылу был проявлен подлинно массовый героизм, – отмечал историк Т. Т. ХУДАЛОВ. – Все свое умение, опыт советские люди отдавали совершенствованию производства, с тем чтобы как можно быстрее и лучше снабжать фронт пушками, танками, снарядами, хлебом... В условиях нехватки и лишений это было совсем не просто".
Бывает же так! Отдельные события нашей жизни запоминаются навсегда! И будто ждут своего часа, чтобы воскреснуть вновь уже в новое время, в новых обстоятельствах. Так произошло и с той памятной встречей в музее.
Помню, я работала над очерком о выпускнике Орджоникидзевского училища Пограничных и Внутренних войск НКВД имени С. М. Кирова (позже Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт Внутренних войск МВД РФ) – Викторе Александровиче Карасеве, Герое Советского Союза, командире партизанского отряда. Подполковник Александр Миронович Белавин, начальник музея, ветеран дивизии Войск НКВД СССР, буквально живший историей своего учебного заведения, познакомил меня с интереснейшими экспонатами, среди которых был и этот. Под стеклянным колпаком висели знамена, и одно из них – знамя 46-го отдельного Краснознаменного бронепоезда, со шнуром с кистями. Белавин пояснил, что каждой воинской части вручается от имени Президиума Верховного Совета СССР знамя на все времена. И у каждой реликвии, как и у человека, своя собственная биография, только создают ее сотни людей.
А потом у меня была еще одна исключительно запомнившаяся встреча с командиром этого же 46-го бронепоезда полковником Георгием Федоровичем Фирсовым и группой ветеранов, служивших под его началом.
Между собой эти люди называли свой бронепоезд "Борисом Петровичем". Так было удобно. Кстати, именно этим именем названо и стихотворение Евгения Долматовского:
Пусть когда-нибудь в славную повесть
Про геройский советский век,
Громыхая, войдет бронепоезд,
Называемый, как человек.
Гости республики (как раз отмечалось 40-летие разгрома фашистской группировки под городом Орджоникидзе) посетили и нашу владикавказскую ордена "Знак Почета" гимназию № 5 имени А. В. Луначарского, встретились с ребятами, ответили на многочисленные вопросы учеников и учителей. Помню, я тогда тоже спросила об истории другого бронепоезда, который назывался "Владикавказец". Я хорошо знала, что его построили в самые тяжелые месяцы Великой Отечественной войны, так же как и эскадрильи самолетов, колонны танков. Наши земляки очень хотели внести свою лепту в грядущую Победу. И активно делали это, отдавая на благую цель личные сбережения, титанический труд. На мой вопрос отвечал сам Г. Ф. Фирсов. Он говорил, что о "Владикавказце" не раз слышал от командира дивизиона бронепоездов майора Кононенко. Да, это был поезд-герой, на счету которого многие десятки славных боев. Однако никаких подробностей о судьбе "Владикавказца" полковник не знал.
Много лет мне очень хотелось все-таки найти историю этой "крепости на колесах". Прочитала массу книг, среди которых сборник В. Закруткина "Кавказские записки", Т. Джатиева – "Терский рубеж", И. Плиева – "Дорогами войны", А. Гречко – "Битва за Кавказ", В. Лукьяненко – "Вечный огонь", много раз пересмотрела документы времен этой войны, собранные в сборнике "Владикавказ", вышедшем под редакцией М. Бетоевой, поинтересовалась стендами ВРЗ – предприятия, на котором по заданию Орджоникидзевского комитета обороны собирали бронепоезд. Так по крупицам и выстраивалась цепочка фактов, которые, как мне думается, будут интересны землякам.
..."Привет славным воинам Красной Армии, громящим ненавистного врага!" – такой транспарант был прикреплен на бронепоезд "Владикавказец", который в январе 1943-го рабочие Орджоникидзевского ВРЗ передавали воинской части. Таким этот момент сохранила фотография, запечатлевшая памятный митинг. В Республиканском краеведческом музее это фото было помещено на одном из стендов в зале Великой Отечественной войны. Виталий Закруткин подробно описал эти замечательные "крепости", которые в грозные дни так помогали нашей армии: "Тяжелые и нескладные были эти бронепоезда. Их вагоны не отличались ни строгой точностью линий, ни изящной отточкой, ни шлифовкой. Бронепоезда Кононенко с массивными, точно горные каменные глыбы, площадками, с тяжеловесными башнями и закованными в стотонные стальные кожухи паровозами были построены наспех. В далекой Сибири сооружали эти бронепоезда рабочие-металлисты. У них не было времени наводить красоту. Недосыпая ночей, заковывали паровозы в толстенную броню котельщики... Рабочие оборудовали бронеплощадки... Добровольцы из Барнаула, Новосибирска, Прокопьевска заняли места в тесных отсеках вагонов у пушек и пулеметов и повели поезда на фронт. Приказом командования сибирские бронепоезда были брошены на Северный Кавказ и заняли участок на железнодорожной линии Беслан – Эльхотово. Они поддерживали мощью своего огня всех защитников Эльхотовских ворот, и храбрую курсантскую бригаду, и полки, оборонявшие Терек, – и всех, кто нуждался в их "огоньке".
Да, бронепоезда звались в армии "тяжелым дивизионом". В них очень верили, на них опирались, ими гордились. Враги боялись их, как огня. И было за что.
Итак, в начале 1943 года наш "Владикавказец" был готов. Однако имелось одно "но"... Броня на локомотиве не проходила по габариту.
Старейший машинист ВРЗ Бтемиров повел "Владикавказец" в Грозный. Именно там с помощью местных железнодорожников подобрали нужную броню, отцентровали рамы, установили недостающие детали. А за некоторое время до этого трудности в строительстве бронепоезда были, казалось, непреодолимыми. Работа велась в товарном цехе рабочими разных специальностей. Трудиться было очень сложно: почти все приходилось делать вручную, потому что основное оборудование эвакуировали. Да и откуда же брать силы? Питались рабочие более чем скудно. А листы брони, которыми покрывали паровоз и платформы, казались вообще неподъемными. И все же люди понимали: важнейший государственный заказ должен быть выполнен точно в срок. Но тогда, в 1942-м, работы до конца не могли быть доведены. В ноябре поступил приказ эвакуировать бронесостав в Тбилиси (фашисты бешено рвались к Владикавказу). Шли через Грозный, оборудование заканчивали в пути. Потом два месяца не покладая рук трудились в Грузии. А на обратном пути на бронепоезд погрузили пушки. Вернулись на свой ВРЗ. Тут-то и обнаружилось, что все-таки опять не хватает главного – той же брони. Старейший рабочий завода Василий Михайлович Ерофеев (мастер цеха) рассказывал, как он с двумя резчиками и группой солдат, уже прикомандированных к бронепоезду, выехал в Ардон. Стоял январь 1943-го. Фашисты только что были изгнаны с территории республики. Страшная картина открылась перед глазами приехавших. Они увидели груду металла на рельсах. В. М. Ерофеев был поражен: так что же тогда стало с людьми, служившими на этих бронепоездах, если броню в груды превратило?!
А это были две "крепости на колесах", которые на много часов задержали наступление фашистских полчищ под Ардоном. Их перебросили из-под Эльхотова. Они с ходу вступили в бой. Одному из них, где старшим машинистом был Виктор Иванович Пустовалов, участник еще Гражданской войны, орденоносец, был дан перегон на участке Ардон – Дарг-Кох. Но там немцев не оказалось. И по приказу Пустовалов повел свою мощную машину на помощь другому бронепоезду. Он вспомнил слова, которыми напутствовали их бронированные крепости – "Оренбургский железнодорожник" и "Вперед! На запад!" – сибиряки, строившие эти крепости: "Беспощадно бейте врагов, возвращайтесь с победой!" И вот теперь пришла пора. Второй бронепоезд маневрировал на участке Ардон – Алагир. Около восьми часов продолжалась битва. Фашисты совсем низко пролетали над поездами. Даже черные кресты можно было разглядеть. Вражеские батареи осыпали "крепости" снарядами. Бронепоезда отвечали заградительным огнем. "Мессершмитты" били по нашим защитникам с бреющего полета, пули изрешетили тендеры, паровозные будки. Командир бронепоезда "Оренбургский железнодорожник" Иван Иванович Фандей умело маневрировал, подавал по радиосвязи свои распоряжения. Но что было делать, когда превосходящие во много раз силы фашистов разрушили с обоих концов железнодорожный путь?! Танки врага пытались взять бронекрепости в кольцо. Наши бойцы дрались отчаянно, проявляя чудеса храбрости и мужества. А когда совсем смерклось и на землю опустился густой туман, бойцы, оставшиеся в живых, скрылись в ночи. Они, прихватив раненых и оружие, отошли в сторону Орджоникидзе. Виктор Сосланбекович Тотоев, нарком земледелия республики военных лет, рассказывал, что местные жители, члены семей Ардонской МТС, которая располагалась рядом с тем местом, где разыгрался бой между бронепоездами и фашистскими танками, вспоминал, как сражались наши бойцы. Они бились до последнего снаряда. И фашистские танки так и не смогли вновь зайти в Ардон. К большому сожалению, никто не знал фамилий героев... Да и до того ли тогда было... Но сам бой... Вот как описывает его В. С. Тотоев: "Бронепоезда открыли огонь с короткой дистанции. Пикирующие вражеские бомбардировщики, кружась каруселью, беспрерывно бомбили наш оборонительный рубеж. Уже невозможно было дышать от пыли и чада. Противники почти не видели друг друга, хотя то здесь, то там вспыхивали рукопашные схватки. Горели леса, и тучи густого дыма заволокли всю равнину. Фашистские летчики, нащупав позиции бронепоездов, обрушили на них десятки фугасных бомб. Полуголые, облитые потом артиллеристы и пулеметчики Кононенко отбивали двойную атаку – танков и самолетов... Десятки покрытых кровью людей стреляли из пушек и пулеметов, обливаясь водой, чтобы не задохнуться в отсеках от жары, и снова стреляли... В один из заходов на бронепоезда налетело 75 самолетов..."
Так вот как раз с этих погибших бронепоездов – "Оренбургский железнодорожник" и "Вперед! На запад!" – были сняты орудия и, главное, часть брони, которыми потом снабдили, укрепили наш "Владикавказец". Правильное определение этому действию дал журналист В. Лукьяненко: "В этих трех бронепоездах соединился сплав поистине непробиваемый: мужество и самоотверженность нашего рабочего класса и доблесть советского солдата".
Итак, полностью готовый к службе "Владикавказец" провожают на фронт. На заводском митинге выступают инженеры, конструкторы, слесари, котельщики. Особенно всем запомнились такие слова: "Пусть оружие, сделанное нами, несет смерть проклятому фашизму! Пусть слава о героических делах нашего бронепоезда дойдет до наших внуков и правнуков!" И, что символично, старшим машинистом бронированной крепости был назначен Петр Андреевич Бтемиров, который был машинистом одного из первых бронепоездов на Амурской железной дороге еще в 1922 году.
Так наш "Владикавказец" ушел на фронт. А экипаж бронированной крепости в основном был укомплектован рабочими сборно-товарного цеха ВРЗ.
Где-то через месяц Бтемиров вернулся на завод. Он сообщил, что их поезд шел по маршруту Прохладная – Минеральные Воды – Армавир – Кавказская – Краснодар – Крымская – Ольгинская. Задержались на Тамани, где шли упорные бои. "Владикавказец" прикрывал ряды наступающих бойцов. Из-за возраста Бтемирова демобилизовали. Теперь командовать "Владикавказцем" стал военный машинист. А вот оба помощника Петра Андреевича – Михаил Кумалагов и Михаил Гриднев – надели военную форму.
А дальше? Где воевала наша "крепость на колесах"?
В октябре 1943-го на завод пришла долгожданная весточка от фронтового экипажа бронепоезда "Владикавказец". Рабочие ВРЗ вновь собрались на экстренный митинг. Им зачитали письмо: "Дорогие товарищи! Приказом командующего бронетанковыми и механизированными войсками фронта нам вручен ваш бронепоезд. Докладываем, что нами за это время уничтожено более 5000 гитлеровских солдат и офицеров, 42 орудия, 47 минометов, 214 автомашин, 20 танков, 85 повозок с боеприпасами и военным имуществом. Командир дивизиона бронепоездов подполковник Суханов". Люди ликовали! Ведь они тоже внесли свою лепту в этот замечательный боевой путь "Владикавказца", тот путь, который в Великой Отечественной только начинался... Главные бои были еще впереди...
Да, трудовой подвиг жителей нашей Осетии, как и народа всей страны, был беспримерным. "Если наши воины, хорошо вооруженные и экипированные, снабженные богатой техникой, сытые и тепло одетые, обрушивают на гитлеровские полчища удар за ударом, то в этом великая заслуга советского тыла, мощным плечом подпирающего фронт", – писала в те дни газета "Правда".
А через многие годы в редакции газеты "Северная Осетия" встретились те, кто был непосредственно причастен к строительству "Владикавказца". Они представлялись по прежним, еще военным должностям – старший машинист Петр Андреевич Бтемиров, начальник сварочного цеха Иван Павлович Скрыпник, начальник товарного цеха Василий Михайлович Ерофеев, котельщик-клепальщик Хаджумар Николаевич Березов, бригадир по ремонту оборудования Николай Васильевич Караев.
Да, конечно, бронепоезда не решали исход крупнейших сражений, однако, они оказали заметное влияние на исход многих боев. И это действительно так.
Сегодня мы бережно храним память о тех днях, тех событиях, о наших тружениках тыла, без которых просто немыслима была бы наша великая Победа. И еще мы, конечно же, помним стихи и песни тех огненных лет. В том числе и знаменитую "Каховку" с ее легендарными строками:
Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути.
А "Владикавказец" навсегда вошел в отечественную историю. Собственно, как и танковая колонна "Колхозник Северной Осетии", эскадрильи самолетов-истребителей "Комсомолец Северной Осетии", "Защитник Владикавказа", "Коста Хетагуров". И ведь названное – лишь малая толика, частичка войны. Великой. Отечественной.
Может, когда-нибудь историки и напишут более подробно обо всем, что было. Хотя... Время все дальше и дальше отделяет нас от тех событий, от тех, кто самоотверженно ковал нашу Победу. И очевидцев прошлых деяний, к огромному сожалению, так мало осталось. Они ушли в мир иной. А очень хочется знать, как сложилась судьба не только "Владикавказца", но и танков, самолетов, сделанных руками наших земляков. Ведь это их общий подвиг. Они подарили нам мирное небо!