По традиции он открывается рубрикой "Гуманитарный хронограф", которая на этот раз посвящена трем памятным датам: 110-летию со дня рождения Гриша Плиева, 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова и 95-летию со дня рождения Михаила Булкаты.
В рамках рубрики публикуются три этюда народного писателя Осетии Сергея Хугаева, в которых он вспоминает этих деятелей отечественной литературы. Здесь же помещается малоизвестное эссе Расула Гамзатова "Мы не слышим язык природы".
"К вопросу о присутствии скифов на Кавказе" – так называется статья доцента кафедры всеобщей истории Юго-Осетинского университета Залины Джиоевой, в которой рассматривается участие скифского этнического элемента в этногенезе осетин. Данные археологии, лингвистики, этнографии, мифологии, фольклора, письменные источники указывают на то, что ранняя история скифов теснейшим образом связана с Кавказом.
В рубрике "История" также публикуется материал научного сотрудника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, кандидата исторических наук Дмитрия Дементьева "Применение А.П. Ермоловым приемов психологической войны для решения военно-стратегических и политических задач в Закавказье". Особое внимание автор уделил оценке эффективности мер психологического воздействия, предпринятых генералом А.П. Ермоловым в отношении грузинского царевича Александра Багратиони, Исмаил-хана Хойского и Мустафы-хана Ширванского в Закавказье в 1816–1820 гг. Знание ментальных особенностей, склада ума, ценностных ориентаций закавказских феодалов, учет личностных качеств позволили оказать на них деморализующее воздействие, выгодное для продвижения интересов России в регионе.
"Об исторической концепции Сослана (Вано) Темирханова" – этой теме посвящено исследование Светланы Айларовой, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН. В своей книге "Иры истори" ("История осетин"), вышедшей в 1913 году, историк-просветитель Сослан Темирханов (писавший под псевдонимом Вано) доказывает, что самобытное духовно-ментальное ядро осетинской культуры определило логику национальной истории, диктовало формы общественной солидарности и государственного устройства, этического и эстетического восприятия мира и творчества.
В статье ведущего научного сотрудника СОИГСИ им. В.И. Абаева, доктора исторических наук Инги Цориевой "Агузаровский Голливуд" поехал: из истории создания телевизионного кино в Северной Осетии" рассматриваются историко-политические аспекты становления и развития национального телевизионного кино в республике в 1960–1980-е гг. Отмечается, что отправной точкой реализации идеи создания национального кинематографа стало изменение политического климата в стране, способствовавшее самореализации национальных политических элит в сфере культуры. Автор показывает, как складывались своеобразные партнерские отношения между властью и национальной интеллигенцией в форме культурного патернализма, и делает вывод о том, что сложившееся партнерство обеспечило создание регионального Центра кинопроизводства на базе Северо-Осетинской студии телефильмов, ставшего явлением культурной жизни для всего северокавказского региона.
Рубрика "Этнография" представлена статьей доцента Юго-Осетинского научно-исследовательского института Роберта Кулумбегова "Обрядовые практики как основа формирования культуры города (на примере г. Цхинвал, Республика Южная Осетия)". Активная урбанизация привела к возникновению особой категории – культуры города, вобравшей в себя менталитет жителей, повседневность и обрядовые практики горожан. В городе есть места, где проводятся обряды, связанные с памятью о погибших или в честь знаковых исторических событий. Отдельную категорию составляют места исполнения желаний, в привязке с которыми сложились свои ритуалы. Публичные практики в Цхинвале имеют свою специфику, связанную с особенностями местных традиций и менталитетом горожан.
В статье кандидата искусствоведения Маргариты Плиевой "Григорий Котаев. Два портрета Азы (памяти переводчицы "Нартиады" и писательницы А.З. Алмазовой)" приводятся малоизвестные документы и сведения, в том числе переписка известного югоосетинского художника Г.С. Котаева и научного сотрудника Института востоковедения РАН А.З. Алмазовой о непростой работе над портретом "Аза"; воспоминания А.З. Алмазовой о сложностях перевода с французского исследований Ж. Дюмезиля "Осетинский эпос и мифология", о работе с В.И. Абаевым. Статья снабжена снимками из личного архива А.З. Алмазовой.
В рубрике "В мире книг" публикуется рецензия профессора Валерия Дзидзоева "Научный труд, восполняющий отдельные "белые пятна" (к выходу в свет в 2022 г. книги К.Ф. Дзамихова и А.Г. Кажарова "Кабардино-Балкария – республика в составе Российской Федерации (1922–2022 гг.)".
В конце номера, как обычно, обзор печатных изданий ВНЦ РАН. С содержанием публикаций можно ознакомиться: http://www.vestnik-vnc.ru