Можно было ничего не знать ни о ее славной семье, ни о ней самой – Дзерасса Туганова поражала с первого взгляда. Ох уж эта небожительница в ослепительно-белом платье на белом коне, ее царственно спокойный взгляд и гордая осанка! В суете циркового представления, призванного удивлять и поражать, выход группы наездников "Иристон" смотрелся отдельным зрелищем. Дюжина джигитов на вороных конях и в черных бурках влетала на арену мгновенно, и как ниоткуда, галоп ошарашивал напором и темпом – казалось, их ничто не может остановить. Но на самом пике на арену на белом скакуне врывалась Дзерасса Туганова – и вихрь замирал. Она будто останавливала время.
Наследница знаменитой княжеской фамилии Дзерасса Михайловна Туганова 4 февраля могла бы отметить 95-летие, но 3 года назад ее не стало. Родилась она в Москве, в семье основоположников отечественного цирка – прославленного фронтовика и знаменитого наездника Михаила и воздушной гимнастки Нины Тугановых, но при постоянно гастролировавших родителях до подросткового возраста росла и воспитывалась в Осетии. Видимо, здесь и впитала как естественное уважение к старшим и к их делу.
Между тем близкие позаботились о ее образовании, – Дзерасса окончила престижный факультет иностранных языков МИИЯ имени Мориса Тореза. Статная, горделивая, прекрасно образованная и воспитанная, она мгновенно превратилась в столичную красавицу из хорошей семьи. Плюс артистичность и несомненный творческий дар – неудивительно, что ее зазывали в кино сам Сергей Герасимов и другие мэтры. Но по словам дочери Нины Валерьевны Денисовой-Тугановой, "мама с детства была очень стеснительна, как Маугли, не любила нежностей, при гостях забиралась под стол и ни в какую не хотела выйти". И все-таки твердый характер был заложен: отвергнув все соблазны отдельной творческой жизни, в 22 года по настоянию отца она влилась в его цирковую труппу, а в 33 создала собственный коллектив наездников "Иристон". По арене она гарцевала с легкостью и блеском, вне ее держала артистов с твердостью и характером – так, что никто бы не мог догадаться о детских привычках.
С начала 50-х по 90-е джигитов Тугановых не надо было представлять публике – ни в Советском Союзе, ни за рубежом. Отца Дзерассы Михаила Туганова – ровесника века, четырежды орденоносца, увешанного множеством медалей прославленного конника-фронтовика – боялись все цирковые директора. По словам Нины Валерьевны, глупых людей он не любил, порой кричал в телефон так, что на том конце кидали трубку от страха. На войне схватывался врукопашную. А если на гастролях обижали артистов или лошадям не давали овес, шел к директору выяснять отношения. Его боялись, перед ним трепетали, но в его программе все были одеты и сыты.
Дочь Дзерассы Михайловны Нина гордится и своим отцом Валерием Денисовым, знаменитым наездником и тоже наследником благородной семьи: не напрасно он очаровал всю страну в роли красавца-гусара в "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова, прототипом которого был Денис Давыдов. Да и ей самой есть что вспомнить: все мужчины в семье – мужественные красавцы, все женщины – редкой женственности красавицы, так что маленькую Нину постоянно выбирали вручать важным персонам цветы. Например, взявшему кроху на руки Юрию Гагарину.
Нина Валерьевна напоминает, что не только мама отучилась в Институте иностранных языков, но и отец оканчивал архитектурный еще до учебы в невероятно престижном ВГИКе. Родители прошли школу Ансамбля народного танца Игоря Моисеева, где танцевали вместе год. Именно тогда, глядя на моисеевский подход к театрализации танца, Дзерасса Туганова придумала коронный номер: две диагонали темпераментных конных джигитов в черных бурках замирают перед наездницей во главе угла. Конечно, это не единственный, но самый знаменитый номер ее труппы, именно его фотография украшала международные афиши советского цирка. О феминизме в то время никто и не слышал, а Дзерасса Туганова, по словам артистов, умела руководить большим мужским коллективом в особом стиле – без лишних слов, делая замечания так, что никому не было обидно.
Нина Денисова подтверждает, что Михаил Туганов очень любил свою родину, но так уж сложилось, что, уехав молодым, он не получил в Осетии никаких званий и приезжал сюда крайне редко. Очень похожую на него внучку потряс документальный фильм, где дед, в то время 40-летний лихой наездник, доверенный Доватора, Рокоссовского, Плиева, мчит в бурке по заснеженной Москве на военном параде.
Дзерасса Туганова, которую из Осетии забрали 13–14-летним подростком, прекрасно себя здесь чувствовала. Можно сказать, что при всей столичной известности и международном статусе звезды советского цирка именно с Осетии началось ее признание на официальном уровне: заслуженная, затем – народная артистка Северо-Осетинской АССР (1960, 1964), заслуженная и народная артистка РСФСР (1969, 1980), орден Трудового Красного Знамени, орден "Знак Почета"... Женщина с особенным именем из нартского эпоса, с честью получив при жизни награды и почести, умножила славу семьи, а заодно – и славу советского цирка. И все-таки народная любовь была для нее никак не меньше. Поэтому нынешние празднования особенно ценны.
Архив знаменитой семьи от достойной наследницы Нины Валерьевны Денисовой-Тугановой мог бы уйти в другие руки. Самое очевидное – в Музей истории циркового искусства в Москве (в Цирке на Цветном бульваре висит мемориальная доска с именем ее деда Михаила Туганова) или в частное собрание, и такие предложения поступали. Но она внимательно подумала, где бы хотели поддержать память о себе члены ее выдающейся семьи – и приняла решение.
Отныне архив осетинской и российской цирковой артистки, наездницы, дрессировщицы и педагога, Народной артистки РСФСР Дзерассы Тугановой, ее отца Михаила Туганова и семьи станет частью Национального музея РСО–А. В честь ее 95-летнего юбилея пройдет ряд событий.
А мы можем вспомнить и рассказать, как это было. Лихая джигитовка с умопомрачительными трюками – всадник пролезает под скачущей лошадью, падает навзничь, оставаясь ногой в стремени, и вскакивает при галопе обратно в седло, лошади идут аллюром, джигиты стоят на седлах двух, наконец, выстраивают на скачущих конях знаменитые аланские "башни" из нескольких человек. Мы помним тоненькую, легкую Дзерассу в черкеске, хлопающую хлыстом, удивительно корректную, благородную и аристократичную в словах и манерах. Больше полувека назад, в 1962 году, в свои 33 она создала "Иристон", принесший мировую славу советскому цирку, возглавляла его больше 30 лет вопреки обстоятельствам и невзгодам. ...И пусть она останется в памяти – ослепительно-женственная Дзерасса, от которой невозможно отвести взгляд, настоящая неподдельная элита!..