Социально-экономическое развитие республики большей частью зависит от формирования регионального бюджета как основного источника финансовых ресурсов. Он обеспечивает финансирование жилищно-коммунального хозяйства, медицины, всей социальной сферы.
В 2023 году в консолидированный бюджет Российской Федерации по РСО–А поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей 26450,4 млн руб., что на 4011,7 млн руб., или на 17,9%, больше поступлений 2022 года. И этот показатель можно назвать существенным приростом.
89,9% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируются за счет поступлений следующих бюджетообразующих налогов: налога на доходы физических лиц – 36,4% от общего объема поступлений, налога на добавленную стоимость – 16,8%, налога на прибыль – 13,5%, акцизов по подакцизным товарам – 12,4%, налогов на имущество – 10,8% .
Из общей суммы налоговых платежей в федеральный бюджет перечислено 26,6%, в консолидированный бюджет республики – 73,4%.
Налогов и сборов в федеральный бюджет в текущем году поступило 7031,1 млн руб. Темп роста поступлений по сравнению с 2022 годом составил 161,2%. И прирост по этой позиции оказался самым высоким.
В структуре доходов федерального бюджета основная доля формируется за счет поступлений по налогу на добавленную стоимость – 63,1%, акцизов по подакцизным товарам – 26,1%.
В консолидированный бюджет Республики Северная Осетия – Алания в 2023 году поступило 19419,3 млн руб., что на 1342,4 млн руб., или на 7,4%, больше поступлений прошлого года. В том числе доходы республиканского бюджета составили 13174,8 млн руб. А темп роста по сравнению с 2022 годом составил 108%. В доход муниципальных образований мобилизовано 5692,5 млн руб., что на 360,2 млн руб., или на 6,8%, больше, чем в прошлом году.
Самого "весомого" налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в текущем году поступило 9615,5 млн руб., что на 1083,9 млн руб., или на 12,7%, больше показателя 2022 года. Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в текущем году ушло 3579,3 млн руб. с динамикой к 2022 году 110,6%.
Налога на добавленную стоимость в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в 2023 году 4439,7 млн руб., что на 1199,8 млн руб., или на 37%, больше поступлений прошлого года.
Поступления акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Российской Федерации в текущем году составили 3282,8 млн руб. А темп роста поступлений по сравнению с 2022 годом составил 153,1%. Здесь продолжился процесс перераспределения доходов в пользу федерального центра.
Налогов на имущество в 2023 году поступило 2853,5 млн руб. с отрицательной динамикой 94,3%. Налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет Российской Федерации направлено 91,4 млн руб., что на 9,4 млн руб., или на 11,4%, больше поступлений 2022 года.
Поступления налогов на совокупный доход в 2023 году составили 2048,9 млн руб. Темп роста поступлений по сравнению с прошлым годом составил 108,3%.
В 2023 году поступило страховых взносов на обязательное социальное страхование, администрируемых налоговыми органами, в объеме 12248,4 млн руб., что на 448,8 млн руб., или на 3,8%, больше поступлений 2022 года, в том числе в бюджет: Пенсионного фонда Российской Федерации 8960,1 млн руб. (103,3% к поступлениям прошлого года), Федерального фонда социального страхования 1001,8 млн руб. (97,3% к поступлениям прошлого года), Фонда обязательного медицинского страхования 2286,5 млн руб. (107,7% к поступлениям прошлого года).
То есть по большинству позиций отмечается положительная динамика. И среди республик Северного Кавказа Северная Осетия в этом плане несомненный лидер.