Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Наши вечные ценности

[B]В современном мире усиливаются процессы смешения различных этносов, наций, их культур. И особенно – в многонациональных государствах. Преодолеть ход истории и развитие цивилизации и сохраниться без перемен нереально, но при понимании обстоятельств и доброй воле возможно сберечь главный основополагающий смысловой стержень, актуальный во все времена.[/B]

Мы вправе считать себя осетинами не по рождению, а приобретая осознание общности, приверженности и следованию уникальной традиционной вере, культуре, истории, обычаям и традициям, не забывая родной язык. Национальная идентичность осетин, таким образом, сохраняет нацию.

За несколько веков в составе большой Родины – России – в самые тяжелые военные годы не только проверялось наше чувство принадлежности, – не осталось сомнений в том, что мы – верные ее сыны и дочери. Наш народ, как и другие в империи, никогда не чувствовал себя колонией. Развивались и обогащались культура, язык, цивилизация. Так же, как в СССР, мы и сегодня ощущаем себя равными среди равных, братьями и сестрами.

Историк, публицист и общественный деятель Наталья Алексеевна Нарочницкая неоднократно утверждала: "Они (осетины) никогда не изменяли России, что бы ни происходило в столицах".

Не меняя исконные стержень и духовные смыслы, мы развиваемся и вливаемся в общую идентичность. Мы – осетины, мы – россияне.

Осетинское общество исторически основывалось на таких фундаментальных понятиях, как "æгъдау" (закон, обычай, традиции, поведение, приличие, нрав), "кад" (уважение, слава, честь) и "нæфæтчиаг" (недозволенный, запрещенный).

Æгъдау отражает мировоззренческие основы, уникальную веру осетин, идущую от великих предков, их героику и достоинство, глубину и масштаб нашего нартского эпоса, и с традициями и обычаями составляет пространственно-временной код и каноны культуры народа. Его незыблемые устои обеспечили сохранение нации и после присоединения к России.

Традиции и обычаи осетин не претерпевают коренных изменений не только потому, что мы чтим предков, как наши отцы и деды, но и потому, что они абсолютно вписываются в современность. По смыслу и содержанию не меняется порядок на наших свадьбах, похоронах, куывдах. Абсолютное большинство населения предпочитает культуру традиционного осетинского застолья любому другому.

Одна из древнейших в мире традиционная вера осетин в Единого Создателя появилась задолго до христианства и мусульманства – основных, ортодоксальных в России, религий. Духовность необходимо рассматривать как основу культуры и идентичности. В те же времена слагался нартский эпос – достояние осетинского народа. Есть мнение, что в нем зашифрованы глубинные, сакральные смыслы нашей веры. Само возникновение оригинальной, отражающей, определяющей все аспекты земной жизни, обладающей очевидной непреодолимой силой, доказывающей свою необходимость веры осетин и эпоса, масштаб и глубину содержания которого не найти у многих народов мира, говорит о величии и уровне цивилизации наших предков.

Семь обязательных молитв отражают человека как члена семьи, рода, клана и раскрывают приоритетные и вечные жизненные ценности, к которым стремится любая семья. Вера осетин никогда не утверждала себя единственно истинной и уважает любое вероисповедание, основанное на духовной чистоте. У нас нет рая, ада и страха за свою бессмертную душу. Подтверждение этому можно найти в нартском эпосе. И, да, наша вера подвергалась и подвергается влиянию христианства и ислама, естественно. Но мы придерживаемся синкретизма в религии, беря лучшее из них и сохраняя свои традиционные верования. На открытии выставки, посвященной 1100-летию крещения Алании, Глава РСО–А Сергей Иванович Меняйло, представляя экспозицию, подчеркнул, что необходимо сохранить и передать нашу национальную, традиционную культуру и веру следующим поколениям не только как естество коренного народа, но и как жемчужину уникальной этнической палитры страны. Несомненно, это именно то, что волнует абсолютное большинство осетинского населения.

Традиции и обычаи также базируются на вере и указывают на нравственно-этические ориентиры, образуя целеполагание. Официальных правоустанавливающих и других соответствующих актов и документов нет, но большинство осетин, из поколения в поколение передавая святыни из уст в уста, придерживаются осетинской веры и ее нравственных ориентиров, что подчеркивает их сакральную силу и неотъемлемость от нации.

Мы понимаем и проходим дорогу жизни с нашей верой, с нашей культурой, с ней же твердо стоим на земле и уверенно смотрим в будущее.

Автор: Олег ДУЛАЕВ, старший научный сотрудник Нацмузея РСО–А

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 435

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика