[F]Февраль. Тринадцатое. День рождения Е.Б. Вахтангова (1883–1922)[/F]
Эту историю Надежда Михайловна Байцурова, супруга Е.Б. Вахтангова, в 1960-е гг. рассказала театроведу Таймуразу Сергеевичу ГАЗДАНОВУ. При этом выразила недоумение по поводу того, что так и не была услышана столичными исследователями жизни и творчества Вахтангова. "Видимо, историки театра хотели услышать от меня что-то сенсационное, – развела руками Надежда Михайловна. – Но Женя всегда был против сенсаций, считая, что в них много фальши. А вот удивляться радостно, искренне и честно он никогда не уставал. Многие произведения Коста Хетагурова он знал наизусть…"
Из опубликованных воспоминаний Таймураза Газданова: "Речь идет о 1913 годе, когда родилась театральная студия, которой было суждено в 1926 году стать театром им. Е. Б. Вахтангова. А все начиналось со старого, давно не ремонтированного особняка, где по просьбе театральной общественности во главе с К. С. Станиславским московские городские власти разрешили арендовать второй этаж. Это было подлинным праздником, так как до этого бездомная студия "дерзала" в случайных полуподвалах. И вот первый сбор труппы уже на стационаре. Как к нему готовился Вахтангов? Вот откуда-то на извозчике он завозит деревянный щит. Всю ночь он его раскрашивает. Перед приходом студийцев Женя написанное задрапировал. Итак, все в сборе! Ликующий, восторженный, парящий, он излагает программу нового театра зачарованным студийцам. Театр солнечных далей, мечты, театр, которому предстоит роднить континенты, а девизом этого театра будут слова великого гуманиста, поэта. Но вот какого – попробуйте догадаться. И он с азартом школьника срывает драпировку... Читаем: "Весь мир – мой храм. Любовь – моя святыня. Вселенная – Отечество мое!" Общий вздох восхищения. Как безмерно эти великие слова были созвучны времени! "Так, кто же автор? – лучисто смотрит Вахтангов. – А, может, Рембо? – И посыпались варианты из мировой классики. – Дорогие студийцы, – ответил им на это Вахтангов, – моя родина – маленькая горная Осетия с очень красивым народом. И жил в ее горах титан – Коста Хетагуров. У нас будет время читать его. Но одно еще хочу добавить: метафора – богиня творческой мысли. А вот с такой вселенской метафорой я встретился впервые. Думаю, что в ней и заложена программа нашего театра".