[B]Качественно. Бесплатно. Своевременно. Доступно. Примерно этими словами оперировали журналисты, когда давали новость о том, что по распоряжению главы региона Сергея МЕНЯЙЛО в Северной Осетии появятся Центры по подготовке к ЕГЭ. Но, как и любое новое начинание, эта инициатива встретила немало вопросов, а где-то и негодований…[/B]
Немного отступим от основной темы. Мы все хотим перемен. И чтобы эти изменения непременно были к лучшему. Система образования наиболее чувствительна ко всем нововведениям – сразу выявляются недочеты, слабые места. Однако зачастую вместо того, чтобы начать работать над ошибками и над собой, нам проще ругать все новшества, выискивая в них минусы. Модернизация образования в стране в целом и республике в частности началась давно – разными темпами, с разным уровнем эффективности, но она идет. И речь сейчас совсем не о капремонте, хотя и его обойти никак нельзя. Масштабное обновление материально-технической базы, интерактивное оборудование, предоставление возможностей для создания секций, кружков и проведения дополнительных занятий – это реалии, которые невозможно не заметить.
Вслед за изменениями инфраструктуры начнет (а точнее – уже начало!) меняться и качество образования. Возможно, медленнее, чем бы нам хотелось, но процесс запущен. Всевозможные курсы и интенсивы для учителей, расширение линейки конкурсов профмастерства, возможность обмена опытом с иногородними коллегами – это всё часть системного подхода. О результатах мы будем говорить чуть позже – когда увидим и массово высокие баллы на государственной итоговой аттестации, и довольных преподавателей высшей школы, которые больше не сетуют на неподготовленность первокурсников.
И вот, быть может, тогда вопрос "А что, разве в школе не должны готовить к ЕГЭ?!" перестанет звучать так часто. Но и то, неуверенность связана вовсе не с сомнениями в квалификации педагогов, а с подходом самих детей к учебе – мы же все сами росли с убеждениями "А зачем мне физика, я буду юристом!", "Какой смысл мне учить логарифмы, если я поступаю на филологический?!" А потом, накануне экзаменов, спешно начинали учить пропущенный материал и за пару месяцев готовиться к проверке знаний, которые должны были накопить за 11 лет учебы.
И вот теперь самое время снова вернуться к Центрам по подготовке к ЕГЭ и логично ответить на вопрос о том, зачем они нам нужны.
"Единый государственный экзамен – это не просто выпускной школьный экзамен. Он одновременно является и вступительным, что в некоторой степени предполагает расширение образовательного горизонта ученика. И ни для кого не секрет, что старшеклассники дополнительно занимаются, в том числе в частных центрах, готовясь к ЕГЭ. Одним детям достаточно повторить пройденный материал самостоятельно, другим же нужен наставник, который выстроит траекторию подготовки – ситуации бывают разные. И создаваемые Центры – это лишь одна из комплексных мер по подготовке к ГИА. Мера, которая даст равные возможности всем детям – получить методическую помощь, потренироваться в решении задач и восполнить пробелы в знаниях", – убеждена министр образования и науки РСО-А Элла Алибекова.
Мы все знаем, что отдельные школы республики практиковали внеурочную подготовку учащихся. Знаем и тех неравнодушных педагогов, которые на добровольных началах, радея за своих учеников, занимались с ребятами. Но ни в том, ни в другом случае не удавалось достичь массового охвата школьников. Центры же должны изменить ситуацию и предоставить возможность каждому желающему пройти подготовительный курс перед экзаменационной страдой.
"Да, предстоит очень большая работа по перестройке старшей школы. Но это путь через тернии к звездам, – говорит Элла Алибекова. – Параллельно мы взаимодействуем и с педагогами – используем лучшие практики по повышению их квалификации, активно внедряем профильное образование. Уверена, что через пару лет каждая школа сама сможет готовить своих выпускников к экзаменам".
Москва не сразу строилась… Да чего уж там: ничего сразу не строится! Но рано или поздно мы создадим качественную систему – фундамент уже заложили.