В Республиканском доме дружбы народов прошла праздничная встреча немногочисленных членов финно-угорской диаспоры "Суомалайнен" ("Финны") под названием "Легенды северных широт", посвященная Дню знаменитого карело-финского эпоса "Калевала".
Вепсы, водь, ижора, карелы, ингерманландские финны – красиво и немного странно для русского слуха звучат имена этих народностей, издавна проживающих не только на северо-западе нынешней России, но и в Северной Осетии. Через столетия сумели пронести они память о своих предках, веру и традиции, народную и духовную культуру. И для всех этих народов объединяющим и вдохновляющим культурным стержнем стала "Калевала" – карело-финский эпос, вобравший в себя мифы, насчитывающие не одну тысячу лет.
Что же такое "Калевала"? Это больше, чем красиво иллюстрированная книга о приключениях древних героев, и больше, чем вековое собрание мифов и легенд северных широт. Название этому эпосу дал финский литературный деятель, ученый и поэт Элиас Лённрот, по крупицам собиравший древние предания, чтобы объединить их в книгу, впервые опубликованную в 1835 году. Калевала – эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Эпос "Калевала" – бесценный источник информации о жизни, быте и верованиях наших народов.
Космогонические мифы финнов и карелов, представителей диаспоры которых и объединяет "Суомалайнен", утверждали: земля – круглая. Со всех сторон она омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого – Полярная звезда. Поддерживают небо мировой столп (в других вариантах – огромный дуб) или медная, железная либо каменная гора. "Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой Манала (Туонела) лежит царство мертвых", – так писал об этом известный отечественный историк и археолог, один из авторов советской энциклопедии "Мифы народов мира" Владимир Петрухин.
Ценнейшие сведения о пантеоне и культе языческих финских и карельских божеств донесла до нас "Псалтырь" 1551 года, составленная главой финской реформации Микаэлем Агриколой.
Бога леса, посылавшего охотникам добычу, у финнов и карелов звали Тапио. Бога вод, покровителя рыбаков – Ахти. Бог Турисас даровал воинам победу в битве, Кёндёс покровительствовал пахарям, Кекри "отвечал" за приплод скота… А одним из верховных божеств этого пантеона был громовержец Укко. Представляли его в виде седобородого, крепкого старца в голубой накидке, который разъезжает на колеснице по каменной небесной дороге. Грохот колес этой колесницы и есть гром, а основной атрибут Укко – молния, которой он поражает злых духов: скрыться от него, как считалось, они могут только в воде. Почитали финны и карелы Укко и как хранителя скота, и как покровителя мукомолов. Записаны молитвы ХVII века, обращенные к грому с просьбой о богатом урожае. "…Ниспошли ты дождь на землю, / Пусть из тучи мед закаплет, / Чтоб колосьями литыми / Зашумело это поле…" – взывает к "повелителю гроз небесных" Укко один из центральных героев эпоса "Калевала", провидец и песнопевец Вяйнемейнен.
Как пишет Микаэль Агрикола, была у этого бога согласно финским мифам и супруга по имени Рауни. Порой божественная пара ссорится, и тогда тоже гремит гром и на поля льется плодоносящий дождь. Но мог быть "властитель неба" Укко и грозным: насылал он на землю и град, и снегопады.
Культ Укко был связан также с культом предков. Молились ему в священных рощах и у отдельно стоящих камней, тоже почитавшихся как священные. А со временем часть черт языческого громовержца Укко финны "перенесли" на христианского святого Иакова (Яакко), день поминовения которого приходится в Финляндии на 25 июля. В ряде ее местностей день святого Яакко до сих пор называют еще и днем Укко. Он считается днем угасания лета, и финские крестьяне отмечали его как праздник.
Именно на таких встречах между финнами Северной Осетии и их исторической родиной протягиваются ниточки причастности к глубинным корням своего малочисленного народа. В свое время в актив "Финнов" входило до 80 человек. Сейчас его ядро – около 20: кто-то, к сожалению, ушел из жизни, кто-то уехал с семьей из республики… Кстати, среди нас не только одни финны и карелы, но и выходцы из Прибалтики, и представители ряда других финно-угорских народностей России.
В завершение встречи директор Дома дружбы народов РСО–А Александр Охотников подчеркнул, что многообразие культур и традиций народов, населяющих Россию, является бесценным достоянием страны: "В Северной Осетии в мире и согласии проживают представители многих национальностей. Уникальное многообразие обычаев, традиций, языков – наше общее бесценное достояние, которым мы искренне гордимся и которым дорожим, и в этой палитре особое место занимает самобытная культура финно-угорских народов. Вот и президент Путин не раз отмечал, что для государства являются приоритетной задачей поддержка малочисленных народов и сохранение их привычного уклада жизни. Поэтому для нас так важны подобные встречи, надеюсь, что они состоятся еще не раз".