Ее называют душой театра за безгранично большое сердце. Прежде чем оказаться в столице Северной Осетии, выпускница Горьковского театрального училища Наталья Сергеевна Елпатова успешно выступала на театральных площадках самых разных городов страны (Нижний Новгород, Кинешма, Кострома, Воркута, Бельцы, Тирасполь...)
О театре она мечтала со школьной скамьи, детское увлечение впоследствии стало призванием. Интересно, что в училище влюбленная в театр девушка поступила не с первой попытки. Тогда и решила подать документы на кукольное отделение, а спустя год перевелась на драматическое. С педагогами повезло, училась будущая актриса у известного в стране режиссера Е.Д. Табачникова по методике традиционного преподавания системы К.С. Станиславского. Табачников, как она позже говорила сама, научил жить на сцене.
В Академическом русском драматическом театре им. Е. Вахтангова Наталья Сергеевна служит с 1975 года. Сюда она приехала, обладая уже богатым творческим опытом, который позволял ей превосходно справляться с любой ролью. Одинаково хорошо играла драму и фарс, комедию и трагедию, давались ей роли как отрицательных, так и положительных героев.
В числе ее первых ролей, сыгранных не в Осетии, – Лелька в спектакле "Мастерская алмазов" по пьесе Е. Каплинской, горбунья Мартирио в пьесе испанского драматурга Г. Лорки "Дом Бернарды Альбы".
Уже по этим двум работам режиссеры и критики судили о молодой актрисе как об артистке, обладающей широким творческим диапазоном, большой способностью перевоплощения.
В ее творческой биографии целая галерея мастерски созданных образов: Павла – "Зыковы", Нянька – "Последние" М. Горького, Бричкина – "А зори здесь тихие" А. Васильева, Лена – "Эшелон" М. Рощина, Белотелова – "Женитьба Белугина" А. Островского, Устинья Наумовна – "Банкрот" А. Островского, Турусина – "На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского, Голда – "Поминальная молитва" Г. Горина, Морель – "Мой век" М. Полищук, Пьера – "Немного нежности" А. Николаи…
По мнению самой актрисы, актерские работы должны быть построены на наблюдениях. "Сколько себя помню, всю жизнь наблюдаю окружающих, подглядываю, подсматриваю за всем, стараюсь обнаружить как можно больше примечательного, складываю свои впечатления в "сундучок", а потом по мере надобности "достаю" из него то одно, то другое, то третье, чтобы делать моего героя естественным, правдивым, убедительным", – рассказывала она однажды.
Но за что бы она ни бралась, через все творчество проникает свет ее бездонной души и главное – вера в человека. О безграничной душевной щедрости Натальи Сергеевны говорят и коллеги, и друзья.
Художественный руководитель Академического русского театра, народный артист России Владимир Уваров: "Время летит, кажется, что только вчера пришли Алан Цаллаев, Роберт Кисиев, а сегодня они – уже народные артисты Осетии. Им было на кого равняться. Хорошо, что в театре есть такие, как Наталья Елпатова – человек с большой буквы. Не хватает слов и эмоций, чтобы выразить мое восхищение, уважение и отношение к ней. Во-первых, Наташа – добрая. Если не занята в спектакле, то всегда подойдет, поздравит со сдачей или премьерой, она искренна в своем желании сделать комплименты. Как говорил Станиславский, артист после премьеры, как нищий с протянутой рукой, всегда приятно слышать слова одобрения от коллег. Мы как-то участвовали в фестивале, который проходил в Малом театре. Показывали "Банкрота". В восторге от спектакля были и Юрий Соломин, и Элина Быстрицкая, и Вера Максимова. Помощница Юрия Мефодьевича по творческой части Вера сказала: "Вы посмотрите, сколько замечательных артистов в Малом театре – более сотни, но таких актрис, как Елпатова, в нем нет". Представьте, какое признание! Сегодня Наталья Сергеевна не выходит на сцену. Трудно мириться с ее отсутствием. Говорю абсолютно искренне. Мы вынуждены снять блестящий спектакль "Похороните меня за плинтусом", в котором Елпатова играла бабушку. Ее роли – это не набор штампов, – она их проживает, заменить Наташу невозможно!"
Заслуженная артистка РФ и Южной Осетии, народная артистка РСО–А, лауреат Госпремии им. К. Хетагурова Наталья Серегина поделилась, что с Елпатовой они "партнерствуют" уже около 40 лет. Первые совместные работы – "Банкрот" по пьесе А. Островского, "Шут Балакирев" Г. Горина: "О Наталье Сергеевне можно говорить долго, много и только самое хорошее, потому что это не только необыкновенная актриса и партнер на сцене, но и великий человек. Она – душа театра. Кто сказал, что Наталье Сергеевне – 80? Это просто биологический возраст, а душой она очень молода. Ей хочется пожелать только здоровья, мы все ее ждем на сцене. Наталья Сергеевна, я вас очень люблю. И огромное вам спасибо за все!"
Заслуженный работник культуры Валентина Полякова, подруга Натальи Сергеевны: "Мы вместе в 1966 году поступили в Горьковское театральное училище. Наташа была старостой курса, такая энергичная, изящная, мы всегда любовались ее фигурой. После окончания училища разъехались. В Осетии встретились уже в 1975 году. С тех пор – не разлей вода, всегда семьями дружили. Наташа – очень отзывчивый и преданный друг, в самый трудный момент она одной из первых всегда готова подставить плечо и прийти на помощь".
Мария Федорович, заслуженная артистка РСО–А: "Не любить Наталью Сергеевну невозможно, потому что помимо того что она – талантливейшая артистка, которую обожает вся республика, еще и, безусловно, добрый, понимающий и отзывчивый человек. Первая наша совместная работа – спектакль "Мой век", в котором Наталья Сергеевна играла мою прабабушку".
Заслуженный работник культуры РСО–А, главный художник театра Светлана Володина: "Наталья Сергеевна – человек, который излучает добро и свет, с ней всегда интересно общаться, работать, от нее исходят необыкновенные тепло и энергия. Мы ее очень любим, ценим и уважаем!"