Основная цель Всемирного дня защиты прав потребителей – повышение осведомленности людей о своих правах в качестве потребителей и поощрение государства и бизнеса к улучшению качества товаров и услуг, а также к защите интересов потребителей.
Также этот день становится поводом для размышлений о том, как каждый человек может внести свой вклад в повышение качества жизни и защиту своих прав в качестве потребителя, а также о том, какие права и обязанности имеют потребители и производители товаров и услуг.
9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей.
С момента принятия российского закона "О защите прав потребителей" в 1992 году законодатель предусмотрел возможность для граждан объединяться в некоммерческие организации для целей осуществления общественного контроля в потребительской сфере. В преддверии вышеназванной даты "СО" решила пообщаться с руководителем одной из таких общественных организаций г. Владикавказа по защите прав потребителей Елизаветой ТОБОЕВОЙ. И первый вопрос:
– Что является предметом деятельности вашей организации? Каковы ее уставные цели и задачи?
– Владикавказская местная общественная организация по защите прав потребителей осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, правовыми актами нашей страны и своим уставом, зарегистрированным Управлением Минюста РФ по РСО–А, и руководствуется общепризнанными принципами, нормами и стандартами. Ну, а предметом деятельности нашей организации как раз и является защита прав потребителей.
Для осуществления уставных целей и задач наша организация имеет право в соответствии с действующим законодательством на следующие виды деятельности: рассматривать жалобы потребителей; консультировать по вопросам защиты их прав; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и информировать о выявленных нарушениях уполномоченные контрольно-надзорные органы (например, Роспотребнадзор, органы местного самоуправления); вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), нарушающих права потребителей, установленные законами и нормативными правовыми актами РФ.
– Несколько слов об этих самых правах скажите, пожалуйста…
– С удовольствием. Потребитель имеет право на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья имущества человека и окружающей среды; на получение полной и достоверной информации о товаре, работах, услугах и об их изготовителях, исполнителях и продавцах. Мы имеем право узнать из упаковки или этикетки, кто производитель нужного нам товара, его краткие потребительские характеристики, условия хранения, срок годности и так далее. При этом лицо, которое занимается нанесением маркировки, несет ответственность за достоверность обозначений.
– Что имеют право контролировать представители общественных организаций?
– Правильность оформления вывески. Наличие и правильность оформления ценников на товарах (прейскурант на услуги, меню). Лицензии (если деятельность подлежит лицензированию). Наличие и полноту информации для потребителей, вывешенной в удобном для обозрения месте (уголке потребителя). Находящийся в торговом зале товар – на предмет наличия на нем достоверной и необходимой информации на русском языке (например, информации о дате изготовления, фасовки и упаковки, срок годности продовольственного товара). Сроки годности продуктов питания – с целью недопущения продажи продуктов питания с истекшими сроками годности. Размещение товаров на полках магазина – для недопущения соседства несовместимых товаров. Документы, подтверждающие соответствие товара установленным требованиям: сертификат/декларацию о соответствии; копию сертификата, заверенную держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации, товарно-сопроводительный документ, оформленный изготовителем или поставщиком и содержащий по каждому наименованию товара сведения о его соответствии установленным требованиям.
– Елизавета Хангиреевна, а что бы вы посоветовали своим "оппонентам", так сказать, если к ним пришли члены общественного контроля?
– Будьте спокойны и корректны. Попросите предъявить направление (предписание) о проведении общественного контроля в вашей организации, удостоверьтесь, что перед вами действительно представители общественного контроля, фамилии которых включены в него, выясните цель (объем) общественного контроля (обычно указан в направлении).
– За что можно было бы поблагодарить представителей общественного контроля?
– Эти люди, чаще всего, – активные граждане, которым не безразлично, как нас обслуживают в магазинах, кафе, в химчистках и в иных местах. Они хорошо разбираются в действующих законодательных и нормативных актах и своими знаниями могут оказать неоценимую услугу продавцу (исполнителю), если этими знаниями правильно распорядиться. Для этого не нужно входить в конфронтацию с общественниками, – прислушайтесь к ним, попросите, чтобы они письменно сформулировали все свои замечания по выявленным у вас нарушениям – и вы, фактически, получите бесплатную юридическую консультацию. Останется только исправить выявленные "ошибки" и … спать спокойно. Даже если общественная организация уведомит о выявленных нарушениях Роспотребнадзор или подаст иск в суд – вы всегда сможете сказать: "Все нарушения уже устранены".
– Спасибо, Елизавета Хангиреевна, за интересный и полезный разговор. Если хотите, можете обратиться к нашим читателям в свой "профессиональный" праздник…
– Кaждый чeлoвeк xoть paз в жизни пpиoбpeтaл тoвapы плoxoгo кaчecтвa: иcпopтившиecя пpoдyкты питaния, бpaкoвaнную oдeжду и тexнику. Нepeдкo cлyчaeтcя, чтo пpaвa пoкyпaтeля нapyшaютcя eщe дo пoкyпки, кoгдa пpoдaвцы пpeдocтaвляют нeдocтoвepнyю инфopмaцию o пpoиcxoждeнии и кaчecтвeнныx xapaктepиcтикax cвoeгo товара, a тo и вoвce oткaзывaютcя дaвaть какую-либо инфopмaцию о нем. Не проходите мимо подобных нарушений! Bce эти cлyчaи oтнocятcя к cфepe зaщиты пpaв пoтpeбитeлeй и ypeгyлиpoвaны зaкoнoм. Кстати, распространение информации о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иной информации, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей, – не только наше право, но и наша обязанность: публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой… А потому наша общественная организация надеется на дальнейшее сотрудничество с главной республиканской газетой, с тем чтобы информировать ваших читателей о том, что надо знать, чтобы в случае чего постоять за себя.