Чаще всего россияне готовы уступать места пожилым (85%), инвалидам (81%), и беременным женщинами (81%), а также пассажирам с детьми (54%), женщинам (25%), людям с тяжелыми пакетами (20%)детям (19%) и пассажирам большой весовой категории (12%).
Кроме того, 73% респондентов заявили, что они, например, не могут позволить себе влезть без очереди, или проигнорировать человека, или грубо прервать разговор даже в случае сильной спешки. Если же это и происходит, то чаще всего по уважительной причине, 65% признались, что могут себя повести резко или раздражённо по отношению к кому-либо в общественном месте, но в основном это происходит редко, треть (32%) говорит,что подобного с ними не случается, чаще об этом говорят женщины.
Также в ходе исследования выяснилось, что абсолютное большинство россиян (92%) считают себя воспитанными, при этом обратной позиции придерживаются только 4%. Воспитанного человека, по мнению опрошенных, в первую очередь характеризуют вежливость и доброжелательность к другим, а невоспитанного – неуважение к окружающим.
Как говорит Вебер, 89% россиян так или иначе сталкиваются с хамством.
Для большинства опрошенных хамство – это:
— неуважение, безразличие и высокомерие по отношению к людям
— применение оскорблений и унижений с переходом на личности
— вызывающее, грубое и провокационное поведение. "Представления людей об этичном, культурном поведении у всех разные, они часто зависят от среды, в которой находится человек, и многих других особенностей. В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством", - отметила руководитель социологического агентства "Вебер", начальник управления социологии АНО "Диалог" Елена Удалова.
Напомним, "Вебер" — совместный проект АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.