[B]В Год семьи в зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии ежемесячно проходят интерактивные лекции преподавателя факультета искусств СОГУ им. К.Л. Хетагурова Георгия ЦИРИХОВА в его авторской программе "Буквы и кадры", где раскрываются творческие грани членов семей известных литераторов, театральных деятелей и кинематографистов. [/B]
Беседа "Отец и сын: Тарковские" была посвящена двоим талантливым представителям российского народа – поэту и переводчику Арсению Тарковскому и его сыну, всемирно известному режиссеру Андрею Тарковскому. К мероприятию была сделана подборка интересных книг из фондов ННБ, рассказывающая об этих творческих личностях.
Георгий познакомил собравшихся с родословной Тарковских: по одним источникам, их род берет свое начало от дагестанских князей, которые при Петре I были призваны на службу Российскому государству. Согласно другой версии корни семьи нужно искать в Польше.
Интересным получился биографический блок: Арсений сочинял стихи с самого детства, дружил с поэтами Серебряного века и считал себя учеником Марины Цветаевой. По окончании востоковедческого факультета московского вуза занялся переводческой деятельностью в Средней Азии и на Кавказе. Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, он стал инвалидом, потеряв в боях ногу. А самый первый его сборник стихотворений вышел в свет, когда поэту исполнилось 55 лет! Кстати, популяризацией творчества своего отца активно занимался сын Андрей. Они вообще были взаимодополняемы и как будто "перетекали" друг в друга всю жизнь, несмотря на то что Арсений ушел из семьи, когда сыну было всего 3 года. Но духовные нити и скрепы, протянувшиеся между ними, не смогли прервать ни годы, ни расстояния.
Каждый из них шел к своему олимпу самостоятельно, своим путем, но вполне осознанно. Андрей выбрал ВГИК и профессию режиссера. И уже самый первый его фильм – "Иваново детство" – получил "Золотого льва" на Венецианском фестивале. Потом были "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия", "Жертвоприношение"… Яркий представитель так называемого авторского кино внес свою немалую лепту в развитие мирового кинематографа.
Сравнивая характеры и творческие методы двух близких людей – отца и сына Тарковских, приходишь к выводу: у них на протяжении всей жизни шло постоянное взаимодополнение, были одинаковые образы странников, ищущих людей, алкающих истины, равно как и одинаковое отношение к смерти, – она просто не существует, люди и дела их бессмертны, они остаются в творениях и детях.
И обоим Тарковским была присуща любовь к мировому искусству, их отличали особенная начитанность, "наслушанность" и "насмотренность", дающие мощную культурную базу для творчества. Безусловно, их произведения, будь то стихотворные строки или кадры из фильмов, элитарны, они "не для всех", для их восприятия обществом, опять же, нужен богатый культурный фундамент, "вдумывание" и "вчувствование" в жизнь, – об этом и шел оживленный разговор со слушателями после лекции Георгия. А потом можно было посмотреть отрывки из вышеперечисленных фильмов Андрея, в которых проникновенно звучат стихотворения Тарковского-старшего – и как будто разделяют ткань фильма на главы, а ритм камеры режиссера Андрея очень схож по ритмике со стихами Арсения, – и никакой статики, все – и речь, и игра актеров – находится в медиативном движении. И возникает тот самый феномен "мурашек по телу", когда фильм и стихи из него проникают в тебя – и делают чуть светлее и выше…