Елена Васильевна, мама, бабушка, педагог:
– Портфель – это моя боль еще со времен, когда старшая дочь ходила в школу. Сказать, что портфель тяжелый – это ничего не сказать! Он просто неподъемный! Внучку провожает в школу ее мать, соответственно, ранец несет она. И мне ее жалко, даже для нее, взрослой женщины, он тяжел, на кого же тогда рассчитывали умные головы в минобразования? С кого спрашивать? Кто-нибудь вообще занимается контролем?
Вот мне интересно, почему нельзя пользоваться виртуальными учебниками? Про онлайн-обучение кричат из каждого утюга, а учебники до сих пор бумажные, причем их косой десяток, на один предмет надо тащить несколько. Рабочие тетради только называются тетрадями, по факту почти такой же учебник (имею в виду вес). А ведь еще карандаши, ручки, сам пенал, альбом, краски...
Плюс сам ранец тоже довольно тяжелый – 1–1,5 кг в лучшем случае. А в итоге к старшим классам у большинства детей – сколиоз.
Тамара ТОМАЕВА, мама троих детей:
– Честно говоря, портфель тяжеловат. На весах мы его не взвешивали, но и без весов понятно – тяжесть ощутимая. Особенно жалко бывает первоклашек. Их портфели порой перевешивают их самих в прямом смысле этого слова. В начальной школе дети более ответственные и берут с собой все необходимые принадлежности. Вот и считайте: в день пять – шесть уроков, соответственно, столько же учебников, тетрадей, словарей. Хотелось бы облегчить ношу, но вот каким способом?
Жужуна ГУЛУЕВА, бабушка:
– Моя внучка – отличница, постоянно носит все учебники с собой. Думаю, килограмма два он весит. Особенно, если есть физкультура по расписанию. Благо, прошло время чернильниц и промокашек, которые, думаю, тоже утяжеляли портфели. Но лично я задумывалась бы не только о весе портфеля, но и о безопасности ребенка на дороге. Для этого на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках.
Жанна ЦАРИКАЕВА, мама пятиклассника:
– Позвольте рассказать вам о своем опыте с рюкзаком моего ребенка. В прошлом году, когда мой сын перешел в пятый класс, его портфель стал существенно тяжелее из-за увеличившегося количества учебников и тетрадей. Каждый день я видела, как он уставал нести тяжелую ношу.
Мы обратили внимание на рекомендации по весу портфеля, но реальный вес его рюкзака значительно превышал эти нормы. Особенно тяжело было видеть, как моему сыну приходится нести это бремя каждый день. В селе некоторым из школьников приходится проходить по два километра до школы.
Возможно, стоит рассмотреть вариант перехода на электронные учебники, чтобы уменьшить физическую нагрузку на наших детей. Я понимаю, что это может потребовать дополнительных ресурсов со стороны школы и родителей, но забота о здоровье и комфорте наших детей должна быть в приоритете.
Анна САФРОНИДИ, учитель биологии:
– Ребенок один раз в день занесет рюкзак в класс и поставит около парты. Он же не носит его за спиной по три часа подряд. Не надо драматизировать. Да, тяжелый. Но дальше только больше будет. У нас во втором классе 4 кг в самый длинный день по урокам. Выход тут только один – купить второй комплект учебников и держать их в школе. Если условия позволяют – пользуйтесь с разрешения учителя. В остальном только помогать ребенку донести рюкзак до школы и обратно.
Юрий КАРГИЕВ, консультант:
– Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес рюкзака школьника в различных классах. Для того чтобы эти цифры могли стать реальностью, школам рекомендуется иметь два комплекта учебников: один выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе.
Но у нас все как всегда – нормы ввели вроде как обязательные, а как их соблюдать – или не знают, или же рекомендации дают. Можно подумать, каждая школа будет выдавать ребенку по 2 комплекта учебников. Мне ортопед рассказал, как посчитать максимальный вес нагрузки, которая не причинит вреда конкретному ребенку: это 10% от веса ребенка. Но это опять же примерно, рассчитано на условно здорового ребенка.
Манана ДЖИОЕВА, терапевт:
– Каждый килограмм, да что там килограмм, когда даже лишние полкилограмма за спиной в рюкзаке или в портфеле в руке могут серьезно навредить здоровью ребенка. Неврологи, ортопеды, терапевты чуть ли не перед каждым новым учебным годом предупреждают родителей о том, сколько всего кг должен весить груз, который школьник носит каждый день. Общий вес школьного рюкзака или портфеля вместе с учебниками не должен превышать пяти килограммов. Если "повесить" на ребенка лишний килограмм или два, то проблемы со здоровьем обеспечены.
Когда на ребенке больше 5 кг (учебников), все одинаково вредно. Как бы ни был хорош ранец или сумка, с лямками, ортопедической спинкой, поддержкой. Если повесить семь килограммов и заставить ребенка дойти до школы, а она не всегда рядом с домом, иногда приходится ехать на транспорте, то у него будут проблемы, потому что детский позвоночный столб достаточно эластичен и слаб и не приспособлен к ношению таких тяжестей.
Анжелика БАБАЯНЦ, учитель начальной школы:
– Я даже взвесила портфели. В среднем 5 килограммов получается. Сегодня у моих учеников, например, из учебников русский, математика и английский, это 3 предмета.
Портфель первоклашек, конечно, гораздо легче за счет того, что учебники печатают в 2 частях и без обложек.
Казбек БУТАЕВ, сотрудник пресс-службы МВД по РСО–А:
– Скажем так, масса нетто нашего портфеля составляет 1 кг. Когда сын идет в школу, вес ранца увеличивается до 2-х, а может и двух с небольшим килограммов, в зависимости от того, сколько уроков по расписанию в тот или иной день. Скажу честно, не взвешивал ни разу, но, по ощущениям, иногда бывает довольно тяжеловато для ученика второго или третьего класса. Что касается сменной обуви, то ее с начала учебного года сын оставляет в классе, и уже там переобувается. Ну, а форму на урок физкультуры он, как правило, носит в отдельном пакете.
Дана, учащаяся 5 класса, г. Моздок:
– Взвесили сейчас, 3 с половиной килограмма! Но к 6 уроку после хождения по кабинетам становится совсем тяжелым... А если еще идти после уроков в Дом дружбы или Кванториум?! Хорошо, если успеешь забежать домой и оставить ранец.