Имя этого человека почти неизвестно нашей театральной общественности, потому что в страшные годы массовых репрессий его светлое имя было оболгано и опорочено завистниками и клеветниками, коих всегда бывает достаточно у любого, кто своими высокими человеческими качествами выделяется из общей массы посредственностей. Так случилось и с Камболатом Габпоевичем Салбиевым, арестованным по доносу 22 декабря 1937 г., обвиненным в том, что он, будто бы являясь активным участником антисоветской правонационалистической организации, проводил вредительскую работу на культурно-воспитательном фронте. 13 июля 1938 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. А 26 июля 1957 г. он был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Пишу эти строки, и сердце наполняется болью: расстрелять человека, который в 20 лет вступил в ряды ВКП(б), верой и правдой служил делу становления новой жизни молодого советского государства, все свои силы и знания отдавал на благо процветания молодой республики?! Судьбой этого образованного человека, принявшего идеалы революции и нового времени, я заинтересовалась еще и потому, что он был родным дядей моей мамы Марии Дзантемировны Салбиевой-Кибизовой.
Камболат Габпоевич родился 17 декабря 1900 г. и был третьим сыном в большой и дружной семье Габпо Дзабеевича Салбиева, а его дед Дзабе Смайлиевич был в числе основателей селения Эльхотово, о чем написал в своей книге "Века и люди: из истории осетинских сел и фамилий" д.и.н., проф. Ф.Х. Гутнов.
Как многие семьи того времени, Салбиевы занимались обработкой земли, имели лошадей, коров, овец, усердно трудились и образцово вели свое хозяйство. Налаженный быт и трудолюбие позволили отправить сыновей на учебу. К 1918 году Камболат успешно окончил 6 классов Первого владикавказского реального училища, а в 20 лет вступил в ряды ВКП(б).
Как известно, имена репрессированных людей и все сведения о них долгие годы были засекречены. О так называемых "врагах народа" не принято было говорить вслух, все документы, касающиеся их деятельности, изымались. Поэтому по прошествии почти 90 лет очень трудно восстановить все этапы жизни этих без вины убиенных людей, многие из которых составляли цвет нашей нации. Такая же страшная участь постигла и нашего дорогого Камболата Габпоевича, образованного, умного, талантливого человека. К сожалению, наши старшие тоже не вечны, и сейчас, когда уже их нет рядом с нами, приходит запоздалое осознание: сколько можно было бы узнать интересного, значительного, если бы мы побольше интересовались событиями тех лет, очевидцами которых они были. Из разговоров с мамой я узнала, что Камболат в то далекое время возглавлял наш Осетинский театр, был его директором. Я решила во что бы то ни стало установить этот факт из его биографии наверняка. Обращалась с этим вопросом ко многим людям в нашей республике, имеющим отношение к театральному искусству. Но ни от кого не услышала ничего утешительного, никто ничего не знал о нем. Тогда остался единственный выход – обратиться с просьбой в Федеральную службу безопасности РФ – Управление по РСО–А. И ответ на мой запрос пришел. Из него многое стало ясным. Привожу дословно: "Салбиев Камбулат (Камболат) Гаппоевич (Габпоевич), дата рождения 17 декабря 1900 г., уроженец села Эльхотово Кировского р-на Северо-Осетинской АССР, по национальности осетин, гражданин СССР, член ВКП(б) с 1920 г., образование – неоконченное высшее, Первый Московский Университет (такое название с 1918 по 1930 год носил МГУ им. Ломоносова), социальное происхождение из крестьян-бедняков, специальность – служащий, место службы – директор Осетинского национального театра и начальник Управления по делам искусства в СОАССР. Место жительства – ул. Ленина № 22, г. Орджоникидзе, СОАССР. Состав семьи: жена – Анна, 39 лет, дочь – Валентина, 11 лет, Реолита, 8 лет". Эти сведения придали мне сил продолжить поиск.
Из газеты "Пролетарий Осетии" от 19 февраля 1936 г. я узнала, что в кабинете председателя облисполкома Д.Н. Тогоева состоялось обсуждение проекта строительства Осетинского театра, на котором присутствовал К.Г. Салбиев в качестве начальника Управления по делам искусства. Затем, некоторое время спустя, последовала его командировка в Москву (в архивных документах цель командировки не указана, можно только предположить, что она была необходима для обоснования строительства здания для Осетинского театра). Далее из газеты "Пролетарий Осетии" от 14 декабря 1936 г. № 285 я узнала, что Осетинский театр, возглавляемый директором К.Г. Салбиевым, был приглашен в Москву, чтобы выступить перед делегатами исторического Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов СССР, проходившего с 25.11.1936 г. по 05.12.1936 г. и принявшего новую Сталинскую Конституцию. В той же газете помещена заметка директора Осетинского театра К.Г. Салбиева "Возвращаясь в республику…", в которой он подводит итоги командировки в Москву коллектива театра. В этом же номере газеты приводятся отзывы на выступление артистов театра перед делегатами съезда.
А.Н. Фурманова, директор Государственного театрального института: "Осетинский театр – детище нашего института. "Ребенком" мы можем только гордиться. Перед театром – большое будущее".
И.М. Раевский, артист МХАТа им. Горького, который сказал, что актеры Осетинского театра, несмотря на свою молодость, это "законченные актеры".
Г.В. Маурер, 1-й секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП(б): "…Только теперь в спектакле, поставленном для делегатов Чрезвычайного VIII Съезда Советов в Москве, я получил возможность сравнить его с целым рядом других молодых национальных коллективов. Должен сказать, что сравнение – в пользу Осетинского театра".
Д.Н. Тогоев, председатель Северо-Осетинского облисполкома, охарактеризовал выступление артистов нашего театра так: "Прекрасное впечатление".
Должна отметить, что наш Осетинский театр был первым национальным театром среди всех автономных республик. В его труппу входили актеры – выпускники первой осетинской студии при ГИТИСе им. А. Луначарского, воспитанники выдающихся педагогов и режиссеров МХАТа – В. Станицина, И. Раевского, Е. Марковой, которая вместе с выпускниками студии приехала в Орджоникидзе и стала первым режиссером Осетинского театра. На сцене театра играли такие блистательные актеры, как Борис Тотров, Соломон Таутиев, Серафима Икаева, Владимир Баллаев, Борис Борукаев, Владимир Тхапсаев, Петр Цирихов, Маирбек Цаликов, Варвара Каргинова, Николай Саламов, Тамара Кариаева, Юрий Мерденов, Константин Сланов, Исаак Гогичев, Зоя Кочисова и многие, многие другие, ставшие впоследствии народными и заслуженными артистами России, а также Северной и Южной Осетий. Газета "Пролетарий Осетии" в статье "Искусство осетинского народа" писала: "Победа пролетариата дала могучий толчок к пробуждению, к росту и расцвету всех творческих сил, ранее угнетенных народов. Осетинская культура быстрыми шагами двинулась вперед. Осетинские школы и вузы вырастили кадры новой осетинской советской интеллигенции. Осетинские поэты и музыканты, художники и скульпторы почувствовали, как необходимо их искусство освобожденному народу. Это мощный стимул к расцвету их творчества. Только в таких условиях мог появиться и профессиональный Осетинский драматический театр".
Считаю, что имя Камболата Габпоевича Салбиева не должно быть забыто. Если бы не подлая рука негодяя, настрочившего донос на человека честного, бескорыстного и всецело преданного делу партии и процветанию родного народа, он бы мог сделать немало полезного для развития культуры и искусства родной республики.
По воспоминаниям моей мамы, ее любимый дядя Камболат имел абсолютный слух, прекрасно играл на фортепиано, что унаследовала его младшая дочь Реолита, которая могла сесть за инструмент и сразу подобрать и исполнить любую мелодию. Наверное, эти музыкальные способности были присущи и другим детям в семье Габпо Салбиева. Так родная сестра Камболата – Димка Габпоевна была одной из лучших гармонисток в Эльхотове, она училась игре на осетинской гармони у известного в то время гармониста Кайсына Мерденова. Кроме того, Камболат был искусным рассказчиком, он много читал, и его интересные, увлекательные рассказы заражали многих ребят неодолимым желанием учиться и познавать все новое. С соседями, со знакомыми и незнакомыми людьми Камболат был всегда приветлив, обходителен, дружелюбен. Вот как охарактеризовал его Маирбек Курманович Цаликов, один из старейших артистов Осетинского национального театра, режиссер, драматург в своих воспоминаниях "О товарищах и о себе вспоминаю", посвященных годам своей долгой работы с первых дней открытия Осетинского театра: "За первые три года существования Северо-Осетинского государственного драматического театра в нем сменилось несколько директоров. Первый – Сармат Косирати – писатель, общественный деятель, который не проработал и года, как его освободили; за ним пришел один из светлейших умов осетинской интеллигенции Камболат Салбиев, которого в 1937 году арестовали, и, увы… его не стало". Должна отметить, что и первого директора Осетинского национального театра Сармата Косирати постигла такая же страшная участь – репрессии, арест и расстрел в августе 1938 года. Вот так от гнусных и злобных наветов подлых врагов советской власти пали два поистине прекрасных, талантливых, незаурядных сына Осетии. Мы должны знать и помнить их имена.
И в заключение хочу сказать несколько слов о семье Камболата Габпоевича. Несмотря на то что две малолетние девочки лишились прекрасного, любящего отца, несмотря на лишения и трудности, которые им пришлось испытать, когда его арестовали, и они больше никогда его не увидели, несмотря на конфискацию имущества, выдворение их из обустроенной квартиры, на перешептывания за спиной о том, что их отец "враг народа", на моральные страдания и материальные трудности, Валентина и Реолита получили образование, окончили институты. Валентина (по паспорту, а в кругу своих – Виктория Камболатовна Салбиева (Кибизова по мужу) вместе со своим мужем Кибизовым Марком Николаевичем, участником Великой Отечественной войны, морским офицером (к слову сказать, Марк Николаевич – родной младший брат моего отца Кибизова Георгия Николаевича, морского летчика, кадрового офицера, участника Финской и Великой Отечественной войн) всегда находилась рядом с ним по месту его службы от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Вернувшись во Владикавказ по окончании службы мужа, она долгое время возглавляла отдел иностранного туризма Облсовпрофа СОАССР. Младшая дочь Реолита Камболатовна Салбиева более 50 лет преподавала английский язык в средней школе № 50, была классным руководителем у многих-многих выпускников, которые долгие годы не теряли связи с любимой учительницей. Их мама Салбиева Анна Дженаевна (Доева Айсадора Дженаевна по рождению) была швеей, растила своих осиротевших девочек, сумела дать им достойное образование. Родные братья и сестры Камболата не оставили их в беде и всегда старались помогать, чем могли.
Так сложилась история семьи К.Г. Салбиева. А моей маме я благодарна за то, что именно она рассказала мне о своем любимом дяде, которого она просто боготворила. Ведь она росла сиротой в доме одного из своих дядей в Эльхотове, а своего отца Салбиева Дзантемира Габпоевича она видела и знала только по сохранившейся старой фотографии, так как он погиб в неравном бою с солдатами кайзера в годы Первой мировой войны, уложив несколько десятков их и покрыв себя неувядаемой славой. За этот подвиг Дзантемир был награжден Георгиевским крестом. Он даже не узнал, что у него родилась дочурка. В годы учебы в Орджоникидзевском педагогическом училище 1933–1937 г.г. мама жила в семье Камболата. Это были очень счастливые годы в ее жизни. И когда, окончив училище, мама начала работать учительницей в ст. Змейской и познакомилась с бравым моряком, сделавшим ей предложение руки и сердца, именно дядя Камболат благословил их союз и устроил им небольшую, но незабываемую комсомольскую свадьбу, как ее называла мама. Вот такую важную роль сыграл Камболат Салбиев в жизни нашей семьи.