[F]В возрождении жизни в горных районах республики в целом немаловажную роль играет дорожная отрасль [/F]
Согласитесь, еще совсем недавно проехать по этому маршруту из Алагирского ущелья в Дигорское было достаточно трудно, и решиться на него могли только владельцы внедорожников или отчаянные автомобилисты. Но преобразования, которые произошли и происходят с дорогами Северной Осетии в последние годы, делают реальным то, что раньше было только мечтой.
Сегодня переехать на автомобиле из одного горного ущелья в другое можно, только спустившись на равнину. Но с давних времен осетины-горцы прокладывали пешеходные и конные тропы из ущелья в ущелье, по которым проходило общение с соседями, приходила помощь в случае нападения врагов… Горы спасли и сохранили аланов-осетин как народ. И именно в горах сохранились основные исторические памятники, свидетельствующие о самобытности культуры народа, об особенностях жизни горцев, об их мужестве и отваге, о которых рассказывают легенды и нартовский эпос.
Развитие туристического и рекреационного кластеров, которым в республике уделяется сегодня огромное внимание, даст толчок к возрождению жизни в горных районах в целом. И немаловажную роль в этом играет дорожная отрасль.
"Для того чтобы можно было последовательно, с комфортом проехать из одного горного ущелья в другое, дорожникам предстоит провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог, – сказал председатель комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Тариэль Солиев. – Уже несколько лет эта программа успешно осуществляется. Пройдет еще несколько лет, и отдельные участки горных дорог, которые последовательно реконструируются, свяжут горные ущелья в единую транспортную систему и позволят организовать новые горные туристические маршруты".
В конце 2022 года был сдан в эксплуатацию 11-километровый участок дороги "Гизель – Кармадон – Даргавс – Дзуарикау", уничтоженный ледником Колка. Специалисты ООО "ВладТрансСтрой" завершили работы в Дигорском ущелье, на участке дороги "Чикола – Мацута – Комы-Арт" от селения Мацута до Комы-Арт протяженностью 21,3 км. На многих участках дорожное полотно было расширено, на виражах установлено бетонное барьерное ограждение, под дорогой уложены водопропускные трубы. На дороге реконструированы 5 мостовых переходов общей протяженностью 112,5 пог.м. Это сделало дорогу в сторону живописного Згидского перевала, далее – в Алагирское ущелье более комфортной и безопасной для движения транспорта. Несмотря на то что дорога в течение 2022 года еще только реконструировалась, численность туристов на турбазах района увеличилась в несколько раз!
В 2023 году генеральным подрядчиком – ООО "Асфальттрейд" – была начата реконструкция участка (5,5 км) на автодороге "Транскам" – с.Верхний Згид – с.Мацута, ведущей в Дигорское ущелье. За это время устроены арматурные каркасы подпорных стен, гидроизоляция ж/б конструкций, монтаж опалубки и бетонирование подпорных стен. Ведется отсыпка дорожного полотна, реконструируются два моста через реку Садонку.
Контроль за всеми видами работ на объекте на регулярной основе осуществляют специалисты ООО "Фарн", которые следят за качеством всех монтажных работ и технологических операций.
Завершить работы на этом высокогорном участке протяженностью 5,5 км планируется до конца 2025 г. Он станет первым в намеченной реконструкции всей дороги, которая кратчайшим путем свяжет два соседних ущелья, улучшит транспортные и экономические связи между районами республики и позволит проложить новый туристический маршрут по живописным высокогорным дорогам, который наверняка привлечет в этот уголок Осетии тысячи и тысячи туристов.