Он был создан 25 апреля 1984 года. Через 12 лет насыщенной творческой жизни от "Варианта" отделилась группа актеров во главе с Викторией Бокоевой. Молодой коллектив получил название "Пилигрим". Через несколько лет раздельного существования два молодежных театра вновь объединились в одну творческую семью под крышей СКГМИ.
К 25-летию театра ему было присвоено звание "Народный". Бессменным руководителем коллектива является выпускница знаменитой "Щуки" Елена Александровна АЙРАПЕТОВА. В интервью "СО" она рассказала о самых интересных моментах.
– Расскажите, как создавался театр?
– Я училась заочно на режиссерском отделении в театральном училище им Б.В.Щукина. На третьем курсе было необходимо уже иметь свой коллектив. Поскольку СКГМИ был в те годы флагманом по многим направлениям, в том числе приветствовались передовые молодежные движения и начинания, мне хотелось работать там, где уже трудилась моя однокурсница. Она познакомила меня со студенческим профкомом и факультетом общественных профессий. Меня приняли на работу, и я рассказала о своих планах. Идея понравилась, стали набирать коллектив. Сначала была одна студентка – Лариса Павловская. Мы были энтузиастами, ко всем ходили, со всеми разговаривали. Нам дали помещение в подвале общежития, где мы могли собираться. В итоге нас оказалось девять человек. Это было незадолго до Дня Победы 25 апреля 1984 года. Мы подумали, что же можно быстро создать и показать? Сделали дебютную музыкально-поэтическую композицию "Реквием". Тогда я заикнулась о том, чтобы репетировать в каком-нибудь другом, более подходящем помещении. Нас поддержал бывший тогда деканом факультета общественных профессий Леонид Гамосов. Вместе со своим коллегой Борисом Каминским они успешно решили вопрос.
– Когда вам удалось оказаться на сцене актового зала ГМИ?
– Спустя пару лет после "Реквиема" захотелось чего-то более актуального. Поскольку у нас была большая количественная диспропорция юношей и девушек, я подумала, что будет лучше остановиться на поэзии. Взяли стихи Владимира Высоцкого. Спектакль назвали "Мой Гамлет". В его сюжет попытались вписать судьбу Высоцкого, вставляя кусочки из произведений Шекспира. Сделали головоломную композицию. Студенты ее приняли с удовольствием. Позже мы уже поставили одноактные комедии А.П. Чехова, с ними мы еще совсем молодые поехали в Курск по комсомольской линии. Это были наши первые гастроли. Потом была Рига. Мы потихоньку раскрутились, стали репетировать уже в актовом зале. И так каждый год мы выпускали по одному спектаклю.
– Как появилось название театра?
– Это было случайно. Мы собирались подготовить афишу для того, чтобы люди к нам приходили, какой-нибудь красивый художественный плакат. Попутно листали зарубежные рекламные журналы, выбирая шрифт для него. Нам понравился один из них, на котором было написано слово "вариант" каким-то интересным шрифтом. Нас осенило: вот же название нашего театра! Так оно и появилось.
– Откуда берутся идеи для репертуара?
– Они часто возникают спонтанно, из головы или от впечатлений, которые получаешь. Поток разной информации трансформируется в ту или иную идею. Приходится читать много пьес. В нашем репертуаре есть извлечения из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", зарубежная классика, Мольер, Шекспир... Коллектив вырос, выбор стал больше. На каком-то этапе нас просто заставили играть, мы стали выступать раз в две недели. Набрали обороты, а на 25-летие театра нам присвоили звание "Народный".
– Кто играет в вашем театре?
– В основном это студенты, бывшие выпускники, сотрудники института, а также ВТЦ "Баспик". Как правило, смены составов происходят не из-за того, что ребята заканчивают вуз, а потому что они устраиваются на такую работу, которую нельзя совместить с репетиционным графиком, либо покидают нашу республику. Хочу отметить, что у нас уже свои диаспоры появились, которые вышли из "Варианта" – в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре, Севастополе. Например, автор полюбившегося детям музыкального мультфильма "Синий трактор", композитор Артем Колпаков – это наш бывший актер.
– Самой никогда не хотелось играть?
– На мой взгляд, это неудобная практика, потому что либо ты актер, либо режиссер. Это два совершенно разных психологических состояния. Я играла, в некоторых моментах нужно было заменить уехавшую актрису. Но это вообще очень сложно, потому что тогда я думаю не о режиссуре, приходится полностью уходить в свою роль. Режиссер сыграет правильно, но это не всегда будет актерски талантливо.
– Где вы находите поддержку для реализации своих идей?
– Нас поддерживает нынешнее руководство вуза. Они все наши и знают о наших проблемах. На 40-летний юбилей театра и.о. ректора СКГМИ Дзамболат Камболов подарил нам очень необходимую для работы новую звуковую установку. Мы очень благодарны ему за это.
– Вы не пожалели о своем выборе?
– Нет, конечно. Понимаю, что я не Станиславский, но настолько люблю это занятие, что ни о чем другом даже не думаю.
– О чем сегодня мечтает "Вариант"?
– Хотелось бы время от времени "взбалтывать кровь", коллективу нужны гастроли. Наши ребята в составе студенческих объединений выезжают на различные мероприятия, и это очень хорошо. А если говорить о мечтах, то хотелось бы поставить что-нибудь актуальное, на тему дня.