Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

ПРИЗНАНИЕ – В ГЛАЗАХ ДЕТЕЙ

[B]Знаете, чего хочется на самом деле? Чтобы спустя 50 лет трудового стажа у меня так же горели глаза на любимой работе! Вот чтобы так же с восторгом и неподдельными эмоциями, как Людмила Хачирова, я приходила и творила – без тени сомнения, что когда-то сделала правильный выбор своей стези.[/B]

– А с чего для вас начинается театр?

– Он начинается с праздника. Я ведь иду в театр! Да, я знаю, что там работаю, но я так же знаю, что я создаю сказку! Участвую в ней и вовлекаю в эту сказку наших прекрасных деток.

Вне сцены и образов вижу Людмилу Ильиничну впервые. И сразу окунаюсь в какую-то невероятно теплую энергетику. Да, потом в ходе беседы понимаю, что на ее пути, как во всех сказках, которые она полвека воплощала на сцене, была извечная борьба добра со злом, но… добро победило. У человека с таким сердцем и такой самоотдачей любимому делу и не могло быть иначе!

А вообще, у Людмилы Хачировой – юбилей. Двойной. И мне даже неловко спрашивать, какой важнее: возрастной или творческий?! Ответ пришел сам собой: говоря о ее жизни, мы говорили о театре. О театре юного зрителя "Саби", который вот уже 50 лет – ее семья, ее обитель, ее место под солнцем. И мало кому в мире удастся ощутить то, что испытывает она, когда ее зрители приводят на спектакли своих детей и внуков! Это ж так ответственно – пронести свет и мудрость через поколения.

– Дети – это благодарный зритель. И то, что мы стараемся донести до них, что такое хорошо, а что такое плохо, нас подпитывает сильно. Когда ты видишь счастливые глаза детей, когда ты ребенка впервые сопровождаешь в сказку, в которую они верят потом, когда вырастают. Тот спектакль, что они видели в детстве, он самый хороший! А потом, когда приводят уже своих внуков, говорят банальную фразу: раньше постановки были лучше. А как? Спектакли те же, актеры те же. Просто восприятие меняется!

– А вы можете сказать, что дети изменились?

– Нет. Дети есть дети. Они видят сказку, и она для них волшебство, они в это верят. Они прекрасные, хрупкие, нежные, и во все верят.

…Поэтому так важно создавать для них что-то доброе, светлое. Чтобы они верили в это. Хотя бы какое-то время, до того, как попадут в мир материальных ценностей и станут своего рода атеистами. Но пока они здесь – в зрительном зале, окруженные особой атмосферой, которую создает коллектив "Саби".

– Я читала, что ваша первая роль была в 1971 году. Помните ощущения, с которыми впервые вышли на сцену?

– Я была студенткой первого курса, и нас заняли на новогоднем спектакле живого плана. И в 17 лет на этой сцене я сыграла первую роль Злюки, и справилась с ней. Через три года, когда уже официально нас приняли в театр, состав актеров поменялся, и я потом играла Гадюку. Но Злюка была лучшая! И это было счастье!

В те годы, когда уже заканчивался прокат спектакля, нас везли на телевидение, снимать постановку. И я так вошла в образ, что даже камеры не видела!

– Первая роль – лучшая, потому что она первая. Но ведь их столько было! Крокодилиха, Чертенок. Меня вообще впечатлил Лис в "Маленьком принце" – как нечто знаковое. Неужели больше нет любимых ролей?

– Они все любимые, потому что мои! Одной из запоминающихся был Жеребенок в постановке по Шолохову. Хорошая была роль! А так, мне кажется, я все прошла – и отрицательных героев, и положительных, и эпизодические персонажи. А первая роль… Она как первая любовь – не забывается!

– Людмила Ильинична, что же помогло не выгореть за полвека в творчестве?

– Театр дает такую закалку, которую не всякий человек может пройти достойно. С годами я научилась больше молчать, чем говорить. И я горжусь этим, это правильно. Да и персонажи многому учат своим характером. Вот играешь таких твердых, характерных, а потом тебе это и в жизни пригодится.

Молчание и профессионализм. Наверное, я бы так назвала подход Людмилы Хачировой к своему делу. Потому что вот было же за эти десятилетия, что роль – она не ее, совсем не вяжется. Но – режиссер сказал! И приходится подчиняться, а потом за кулисами сглаживать свой внутренний конфликт. Это ведь тоже дано все не просто так – и рост артиста, и поиск компромиссов… Жизненные уроки разные бывают.

– Какие спектакли вам ближе – кукольные или живой план?

– Кукольные, конечно! Ты в куклу душу вкладываешь, живешь вместе с ней, вы как одно целое, и это самое ценное.

– Но ведь и куклы разные…

– Марионеточные куклы – это классика! Я только в двух спектаклях поводила их. Хочется, чтобы у нас возродилось это направление. Но все куклы интересные – и тростевые, и гапитные, и совмещенный живой план с куклами. Мы не стоим на месте, растем и познаем себя в кукловождении.

– А вы с куклами своими разговариваете до или после спектакля?

– Да, каждый раз говорю кукле, что я ее люблю, и что мы вместе будем работать, и что мы должны друг другу помочь, и это помогает. В театре, как и везде, говорят: незаменимых людей нет. Но есть неповторимые! У каждого актера в нашем театре есть своя полочка, и это прекрасно. Прекрасно, что мы все разные. У нас сейчас замечательная молодежь, я горжусь ею! Мне приятно, ведь с молодежью в театре новая струя, новые образы.

– А что непременно должно быть в человеке, который решил стать актером именно театра юного зрителя? Я очень люблю театр как явление. Люблю наши театры – и Русский академический, и Осетинский, и Театр оперы и балета. Но тут в "Саби" словно все другое, и вы, артисты, тоже другие – волшебные что ли. И это ощущение магии дает же что-то внутри каждого из вас.

– Должно быть призвание. Твоя любовь, ощущение счастья на сцене и отдача зрителя: то, что мы делаем на сцене – это самое главное. У нас есть актеры, которые отлично справляются и с драматическими ролями в других труппах, но таких актеров не очень много. И да, не буду отрицать – мы другие. Наше творчество сложнее. Сначала тебе нужно подобрать образ, войти в характер. Потом кукловождение – его тоже еще освоить надо! А вот, к примеру, на сцене 3–4 куклы, и им нужно станцевать. Мы там за ширмой тоже танцуем! И должны делать синхронно – вот только один пойдет не с правой ноги, а с левой – уже все нарушается. И это я не говорю о том, что куклу надо еще удержать! А бывают сложные куклы, на управление которых нужно два актера, и вы должны стать единым целым, чтобы чувствовать друг друга. Вот вам и вся магия!

Работать в команде, любить коллег как семью и вместе с тем помнить, что слово режиссера – закон. В творческой атмосфере тоже есть свои нюансы, но без них она бы не была такой особенной. А еще есть свои секреты, которые бережно передаются от старшего поколения младшему. Хотя, на первый взгляд, это и не особо похоже на секреты: выкладываться на все сто, доверять интуиции, продумывать образ и вкладывать в него душу. Для Людмилы Ильиничны это уже все само собой разумеющееся! А вот одна деталь и вправду для меня стала откровением:

– Самым вкусным бывает четвертый, пятый, а то и двадцатый спектакль. Не премьера! Что-то свое в этой роли приходит со временем, и вот тогда ты раскрываешься в ней полностью.

– Вы – заслуженная артистка Северной Осетии. Для вас это признание или просто очередная ступень в карьере?

– Ступень. Признание – это когда в зале дети аплодируют. Когда они смеются там, где ты отыграл отрывок с юмором, или возмущаются, когда ты – отрицательный персонаж. Вот они кричат: "Лови ее, лови!" и это так классно! Это правильная, здоровая реакция ребят. И ты знаешь, что зажигаешь в них какую-то искорку!

– Как же, порой, нам взрослым не хватает, чтобы в нас зажигали искры! А как привить детям любовь к театру?

– Знаете, когда мы привозим спектакли в детский сад, там у детей бывает совсем другая реакция, более искренняя. Они в своей группе, без родителей, и реакция бывает еще более живой! Поэтому не спешите говорить, что дети не любят театр – возможно, им просто не подходит обстановка, в которой они его смотрят.

– Мы, что вполне логично, много говорили о смысле сказок, о противостоянии добра и зла… А есть ли какой-то особенный урок, который бы вы хотели, чтобы зритель вынес после спектакля?

– Восприятие детьми спектаклей различается от постановок. Он может полностью его воспринять и потом дома пересказать содержание. А может настолько впечатлиться персонажем, что будет взахлеб рассказывать, какая хитрая была Лиса или какая добрая Дюймовочка. И вот это воспоминание – он его и проносит через всю жизнь, и сам на нем потом учится.

…Захотелось вспомнить, какой персонаж запомнился в детстве мне. На ум почти ничего не пришло, кроме песни "Крылатые качели", под которую сейчас все сложнее сдерживать слезы. И после диалога с Людмилой Хачировой очень захотелось – помимо сохранения любви к профессии – посмотреть на спектакли "Саби" глазами своего ребенка. Чтобы теперь уже точно сохранить себе яркое впечатление на будущее, на то время, когда я вырасту. Мы же в душе все еще дети, не так ли?

Автор: Мадина МАКОЕВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1376

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика