Параметры "дополнительной настройки" системы озвучил Президент России В. В. Путин в своём послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024года. Даны поручения правительству предусмотреть механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с "упрощёнки" на общий порядок налогообложения, а также смягчить налоговой режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса и продумать подходы к модернизации фискальной системы, справедливому распределению налогового бремени в отношении тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы.
Собственно, решения, которые разработал Минфин РФ являются прямым следствием реализации конкретных поручений Президента.Изменения в налоговой системе призваны сделать ее более сбалансированной и социально справедливой, что позволит эффективнее решить проблемы социально-экономического развития регионов и обеспечить условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Каковы ключевые предложения?Главный посыл -введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Сборы для состоятельных россиян составят от 15% до 22%, а налог на прибыль для компаний увеличится с 20% до 25%. Поскольку регионы станут бенефициарами налоговых изменений, собранные налоги в виде трансфертов пополнят также их бюджеты.
Важно, что учтен общественный запрос на социальную справедливость. Повышенная ставка налогообложения коснется небольшого числа налогоплательщиков: из 64 млн. работающего населения России прогрессивное налогообложение затронет только 2 млн. человек или 3,2 % от работающего населения страны. При этом в выигрыше окажутся значительное число семей с детьми.Так, для семей с детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13%. Его получит половина от общего количества российских семей с детьми. Это, безусловно, значимая социальная поддержка граждан.
Отмечу, что направления использования дополнительных налогов достаточно широки - развитие производства, создание конкурентной среды, равных условий для налогоплательщиков. Средства от повышения налогов будут также направлены на финансирование новых нацпроектов: "Молодежь и дети", "Семья", "Кадры", "Продолжительная и активная жизнь.
Государство увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дорог, возрастут объемы финансирования мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий.
Словом, изменения налоговой системы показывает, что государство нацелено на реализацию социальных программ и развитие инфраструктуры.Строится все больше учрежденийобразования, здравоохранения, спорта, культуры. Все это требует средств.
Принцип справедливости следует применять и по налогообложению в корпоративной сфере. Оказывать поддержку тем кампаниям, которые не выводятприбыль в офшоры, а направляют на инвестиции, расширение производства, вкладывают ее в социальную инфраструктуру регионов.Параметры налоговой системы логически продолжают существующую политику.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить более предсказуемые условия для граждан и для бизнеса. Это важно для регионов, в том числе и для нашей республики.Изменения расширяют полномочия регионапо установлению дифференцированных налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу и размера госпошлины при регистрации прав на дорогостоящее имущество.
Муниципалитеты также смогут устанавливать свою ставку земельного налога для дорогих земельных участков. Кроме того, регионы получают право использовать экономию межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов.
Общая конструкция налогов и их распределения между уровнями власти не подвергается принципиальным изменениям. Введение прогрессивной шкалы, когда состоятельные граждане будут платить больше налогов, позволит пополнить бюджеты муниципальных образований, поскольку именно НДФЛ является основным источником их пополнения.
Запрос на социальную справедливость в обществе звучит давно и планируемые изменения в налоговой системе более конкретно и сбалансированно отвечают интересам граждан, государства и бизнеса.
Стабильность налоговой системы - важный элемент развития экономики, носледует учитывать обстоятельства, в которых эта экономика работает. Необходимость ее доработки в условиях санкционного давления и СВО абсолютно логична. Государство выстраивает приоритеты,главный из которых - формирование мобилизационной экономики, базы для обеспечения финансирования государственных задач в условиях СВО. Централизация финансовых ресурсов для обеспечения их справедливого распределения между регионамиявляется важной задачей.
Предлагаемые налоговые изменения повлияют на социально-экономическое развитие нашей страны, позволят увеличить доходную часть бюджетов всех уровней, а это означает рост заработных плат, социальных льгот и выплат, инвестирование в секторы экономики и общий вклад бизнеса в приближение нашей победы в СВО.