[B]Ситуации, когда беспомощный пожилой человек остается один на один со своей проблемой, к сожалению, встречаются нередко. Дети далеко, у внуков своя жизнь... Выход один – обратиться за государственной поддержкой и помощью социального работника. Таким людям, а еще инвалидам, многодетным семьям или тяжелобольным, частично утратившим способность к самообслуживанию, предоставляется традиционная форма социального обслуживания на дому.[/B]
В структуре ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Алагирского района" четыре отделения надомного обслуживания. Одни сотрудники отдали работе десять, двадцать и более лет, другие – не так много, но тоже убедились, что сделали правильный выбор профессии. Независимо от стажа здесь все трудятся с полной отдачей, часто не считаясь с личным временем, если того требует ситуация.
Нелли Каркузаева работает в ГБУ "КЦСОН" 24 года. Выпускница физико-технического факультета СОГУ, она успела поработать по специальности, но неожиданно для самой себя решила попробовать в социальной работе. Наверное, желание больше общаться с людьми, помогать тем, кто нуждается в посторонней помощи в быту, оказалось сильнее тяги к точным наукам. Начинала социальным работником, затем трудилась специалистом социальной работы, в последние десять лет возглавляет отделение надомного обслуживания № 3. Так что все тонкости работы Нелли знает не понаслышке. И сегодня она может точно сказать, что является главным в социальной работе.
– Соцработник – профессия особенная, в ней необходимы душевная доброта, милосердие, умение сопереживать, – говорит Нелли. – Ведь нередко человек не меньше, чем в бытовой услуге, нуждается в теплом слове, доверительной беседе о наболевшем... А еще соцработнику просто необходимы чуткость, порядочность, честность, ответственность, терпимость. И, конечно, готовность помочь получателю услуг не по расписанию, а по зову сердца. В нашем отделении 11 сотрудников, с уверенностью могу сказать, что они обладают всеми этими качествами. И прежде всего – о тех, кто трудится не один десяток лет: это Фатима Бесолова, Светлана Цагараева, Фатима Царукаева. Для Дзерассы Чехоевой, Елены Власенко, Раи Бутаевой. Для других молодых сотрудниц они – пример ответственного отношения к своим профессиональным обязанностям.
Опыт работы Нелли Каркузаевой и ее коллег говорит, что таких, кто попал в трудную жизненную ситуацию и не может заботиться о себе самостоятельно, немало. Для этой категории людей соцработник надомного обслуживания – опора, незаменимый человек. Например, одинокому пожилому, которому трудно выходить на улицу, он покупает продукты и лекарственные препараты, оплачивает коммунальные услуги, сопровождает в организацию или медицинское учреждение. При необходимости готовит еду, делает уборку дома, стирает. Инвалидам помогает с гигиеническими процедурами, оказывает минимальную медицинскую помощь по рекомендации врача. Например, он может промыть рану, наложить повязку, измерить давление...
– За каждым сотрудником закреплены в среднем десять человек, в день он посещает троих или четверых, – говорит Нелли. – Не каждый сможет выдержать такой ритм работы, случалось, что желающие стать соцработниками надомного обслуживания после собеседования на второй же день уже не приходили. Но те, кто решил помогать нуждающимся, остаются. И работают честно и добросовестно, помогая людям, оказавшимся в тяжелых обстоятельствах, ощущать радость жизни.