В название представленной статьи вынесена иронично-добродушная реплика орджоникидзевского (владикавказского) обывателя 1960-х гг., обращенная в адрес явления национальной культуры, которое сегодня, в год празднования знаменательной даты – 100-летия автономии Северной Осетии, заслуживает нашей благодарной памяти и достойного, уважительного отношения. Речь пойдет о становлении телевизионного киноискусства в Северной Осетии.
Современной молодежи с информационным пространством, насыщенным компьютерными технологиями, различными гаджетами, обеспечивающими каждому активному пользователю доступ ко всем видам искусства, в том числе к кино, сложно представить, что всего лишь немногим более 60 лет назад формировались организационно-кадровые предпосылки развертывания телевизионного вещания, а затем – и телевизионного кино в автономных республиках Северного Кавказа. Это были так называемые оттепельные годы, когда несколько смягчилось давление репрессивного аппарата партийно-государственной власти, и сложились условия для некоторой самореализации национальных политических элит. Создалась короткая в историческом измерении, но весьма значимая в истории национальных автономий, в частности, Северной Осетии, ситуация, сформировавшая в их руководстве увлечение культурным патернализмом. Его выражением стало складывание своеобразных отношений партнерства между властью и национальной интеллигенцией, особенно ее молодой частью.
Естественно, в этих обстоятельствах возник запрос на активный поиск, собирание и подготовку кадров молодых специалистов, в том числе и для технологически "передовых отраслей" не только экономики, но и национальной культуры. При этом следует помнить, что, безусловно, неизменными оставались требования по идеологической, политической "зрелости" кадров и принципы партийного управления и контроля. Как это происходило на практике, в частности, в отношении становления телевизионного искусства в Северной Осетии, ярко иллюстрируют воспоминания Марии Бетоевой, окончившей в 1962 г. отделение журналистики Высшей партийной школы в Москве и затем многие годы проработавшей на родине в различных должностях в сфере культуры. Незадолго до выпускных экзаменов ее вызвали в кабинет ректора со словами: "Звонит Первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС". Действительно, звонил Билар Емазаевич Кабалоев. Он поинтересовался, как идет учеба, когда закончатся экзамены, затем передал трубку председателю Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СОАССР И.А. Гапбаеву. "Не задерживайся, – сказал Иван Александрович, – мы тебя ждем".
В июле того же года Бетоева была уже на приеме у первого секретаря обкома. Предложение занять должность главного редактора в формировавшемся коллективе республиканской студии телевидения заставило задуматься. Она намеревалась вернуться в редакцию газеты "Социалистическая Осетия", где работала до отъезда на учебу. Однако Билар Емазаевич сумел убедить в том, что ее профессиональные качества и полученные знания нужны именно на телевидении. Через год ее назначили заместителем председателя Гостелерадио СОАССР.
Поворот в профессиональной, творческой судьбе Марии Бетоевой ярко свидетельствовал о том, как при активном участии и с "благословения" первых лиц республиканской власти в начале 1960-х гг. формировался коллектив Северо-Осетинской студии телевидения. На нее пришли режиссеры Аза Ботоева и Роберт Меркун, звукорежиссер Сулейман Есиев, журналист Владимир Остапов. С "Ленфильма" отозвали Мирона Темиряева с собственной профессиональной кинокамерой и даже небольшим запасом дефицитной кинопленки. Тогда же по приглашению министерства культуры в Северную Осетию вернулся работавший до этого во Всесоюзном НИИ игрушки в г. Сергиевом Посаде Маирбек Царикаев. Ему поручили возглавить художественно-постановочную часть студии.
С особым энтузиазмом и размахом работа по организации телевидения, а вместе с тем – и телевизионного киноискусства развернулась, когда в 1963 г. председателем Республиканского комитета по радиовещанию и телевидению (переименованного в 1970 г. в Комитет по телевидению и радиовещанию Совета министров СОАССР) стал Ахсарбек Татарканович Агузаров, успешный писатель и партийный функционер. Именно ему, по словам Меркуна, под влиянием Темиряева пришла в голову "шальная, абсолютно прожектерская мысль заняться созданием кинематографа на руководимом им республиканском радио и телевидении". Идея настолько захватила Агузарова, проявив в нем задатки талантливого новатора, что для обсуждения "рабочего" вопроса он мог позвонить, как вспоминал позднее Темиряев, "хоть в три часа ночи…"
Подготовительная работа по реализации, без преувеличения, грандиозной идеи создания национального кинематографа началась с формирования профессиональных кадров телевизионщиков. При поддержке руководства республики на специальные курсы в Москву, Ленинград, Ростов-на-Дону, Ригу, Тбилиси направлялись молодые люди, желавшие учиться новому для них искусству телевизионного кино. Активно использовались целевые ресурсы Высших курсов сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Учились и "по месту работы" у приглашенных профессиональных режиссеров, операторов. Начинающих телевизионных кинематографистов консультировали откомандированные в Осетию специалисты с "Мосфильма", со Студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, "Грузии-фильма", Рижской киностудии. Обучавшиеся проходили стажировку на базе Северо-Кавказской студии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.
Тем временем создание студий телевидения в северокавказских автономиях по примеру Северо-Осетинской дало импульс развитию регионального документального кино, формированию телевизионного кинематографа. В начале 1960-х гг. на Северо-Осетинской студии телевидения были сняты документальные фильмы "На пороге весны", "Город на Тереке", "Свет на Сангути-хох" и другие, положившие начало телевизионному кино в республике. Так, "шальная прожектерская мысль" стала обретать контуры, постепенно наполнявшиеся благодаря энтузиазму зачинателей смыслом и содержанием.
Кино рождалось, несмотря на нехватку кинокамер, световых приборов, монтажных столов, транспорта, другого оборудования и технических средств, наконец, на отсутствие опыта кинопроизводства. Оно пробивалось в будущее профессиональной художественной культуры Осетии через неверие и явное противодействие части деятелей Северо-Кавказской студии кинохроники, "углядевших", и небезосновательно, своих будущих конкурентов. При этом многие вообще называли Ахсарбека Агузарова авантюристом. Но настойчивость, упорный труд увлеченных людей как в политическом руководстве республики, так и в кругах творческой интеллигенции достиг целей. Постепенно улучшалась оснащенность техникой. Приобретение передвижной телевизионной станции (ПТС) расширило возможности для проведения внестудийных съемок.
Большим шагом на пути к становлению Северо-Осетинской студии телевизионных фильмов стал фильм-концерт "Мелодии гор", снятый режиссером Ю. Мерденовым и оператором М. Темиряевым. Музыку к нему написал композитор И. Габараев. Фильм снимался почти год и вышел на экраны в начале 1966-го. Вскоре получив положительную оценку Центрального телевидения, он был принят для массового тиражирования и показа по всей стране. Структурно фильм-концерт был составлен из выступлений различных музыкальных коллективов: симфонического оркестра, капеллы "Иристон", ансамбля песни и танца и др. Большинство концертных номеров снималось на природе, в горах. Для телестудии тех лет съемки вне павильона были нововведением. Над каждым эпизодом приходилось работать месяцами. Именно тогда появилось добродушно-ироничное сравнение работы осетинских телевизионщиков с Голливудом. Годы спустя Агузаров не без юмора воспоминал о времени упорного труда, настойчивых проб и ошибок: "На съемки одного лишь "Танца у ручья" мы выезжали восемнадцать раз… И когда в очередной раз наша группа появлялась со своей громоздкой техникой на улицах города, кое-кто бросал нам вслед: "Агузаровский "Голливуд" поехал".
Достигнутые к середине 1960-х гг. успехи осетинских кинематографистов в развитии телевизионного киноискусства позволили руководству Северной Осетии представить на рассмотрение в Гостелерадио СССР проект создания базовой студии по производству телевизионных документальных и игровых фильмов на Северном Кавказе с центром в г. Орджоникидзе. К этому времени были сняты уже восемь фильмов. Среди них – "Возвращение Коста" – художественный фильм-опера, ставший первым для Северо-Осетинской студии и снятый по заказу Центрального телевидения. Собственных профессиональных кадров не хватало, поэтому художественным руководителем картины был назначен "мосфильмовец" Ю. Чулюкин, режиссером-постановщиком приглашен И. Шароев, оператором – Г. Шатров. Выбор в качестве режиссера-постановщика Шароева объяснялся тем, что он имел опыт постановки музыкальных произведений. К тому же, будучи руководителем Декады осетинского искусства и литературы в августе-сентябре 1960 г. в Москве, познакомился с сюжетом оперы Х. Плиева "Возвращение Коста", включенной в программу показа культурных достижений республики. Именно с этого фильма в 1967 г. началась официальная история телевизионного художественного кино в Северной Осетии.
Руководство Гостелерадио СССР оценило результаты деятельности начинающих кинематографистов и поддержало инициативу республиканских органов власти по организации в г. Орджоникидзе базовой студии телевизионных фильмов. Председателем Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете министров СССР был подписан приказ о создании региональной студии по производству документального и игрового кино для Центрального телевидения. Помещение для киностудии, средства на его переоборудование и капитальный ремонт были выделены Советом министров СОАССР, технологическое оборудование – союзным комитетом. Центральное телевидение также поддерживало местных кинематографистов, помогая финансами, техникой, специалистами.
Успех в союзных управленческих и творческих кинематографических кругах окрылил и обнадежил. Руководство Республиканского комитета по телевидению и радиовещанию не собиралось останавливаться на достигнутом. При поддержке обкома партии оно добилось решения центральной власти о создании кинокомплекса и кинопавильона в столице Северной Осетии. Строительство всех объектов завершилось в середине 1980-х гг. В результате региональные кинематографисты получили съемочную площадку, оборудованную современными для своего времени необходимыми техникой и аппаратурой, которые давали возможность реализовывать полный цикл всех процессов по производству кино.
Конец 1960-х – 1980-е гг., без преувеличения, можно назвать "золотым временем" северокавказского кинематографа. В отмеченные годы были сняты десятки игровых и сотни документальных фильмов. Вслед за первым художественным последовали съемки других полнометражных картин ("Костры на башнях", "Жизнь, ставшая легендой", "Последний снег", "Прощайте, коза и велосипед", "По следам Карабаира", "Кольцо старого шейха", "Буйный Терек", "Чегери", "И оглянулся путник", "Песни над облаками", "Новоселье в будний день", "Ах, любовь!", "Сюрприз" и т.д.), которые создавались совместно со студиями телевидения Дагестана, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края. Они объединили творческие силы писателей и сценаристов (А. Абу-Бакара, А. Агузарова, Р. Кешокова, И. Притулы, Г. Черчесова и др.), режиссеров (И. Бурнацева, Р. Гаспарянца, Б. Дзбоева, Р. Меркуна, Р. Мурадяна, В. Чеботарева, Ю. Чулюкина и др.), операторов (Б. Бзарова, М. Немысского, М. Темиряева, О. Федоровича и др.), художников и музыкантов (Ф. Алборова, Т. Басиева, И. Габараева), актеров (М. Абаева, Б. Ватаева, А. Дзиваева, И. Моргоевой, Б. Мулаева, Д. Омаева, Р. Фирова, Д. Хамикоева и др.), представлявших национальные автономии Северного Кавказа. Важным вкладом в развитие региональной документалистики стали фильмы "У синих скал", "Память сердца", "На пороге весны", "Город на Тереке", "Дары Терека" и др. Они создавались многонациональными творческими коллективами, в которые входили сценаристы В. Остапов, Г. Цагараев, режиссеры В. Пастон, Ю. Мерденов, звукорежиссер С. Есиев, операторы М. Темиряев, Н. Тотров, В. Файзулин и многие другие. Результатом совместного с кинематографистами Дагестана, Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии сотворчества были документальные ленты "Шагди", "Жизнь, прожитая набело", "Кайсын Кулиев", "На земле вайнахов" и др.
Все эти картины представляли яркую палитру жизни многонационального региона, служили свидетельством огромного потенциала, заключенного в объединенных усилиях деятелей культуры разных народов Северного Кавказа.
За прошедшие почти 40 лет многое изменилось. Однако творческий и культурный посыл "золотых лет" национальной кинематографии в адрес последователей остается самоценным. Безусловно, созданное и получившее развитие в 1960–1980-х гг. телевизионное киноискусство Северного Кавказа во многом являлось результатом государственной культурной политики. Кино было призвано служить решению вполне конкретных задач пропаганды советского образа жизни, воспитания патриотизма и интернационального единства. Обязательность следования идеологическим требованиям ограничивало творческий поиск, нередко приводило к упрощению и одномерности содержания. Однако в целом провозглашавшиеся региональными кинематографистами идеалы справедливости, добра, дружбы народов, любви к Отечеству были созвучны настроению большинства представителей народов Северного Кавказа и находили отклик в умах и сердцах людей.
Сегодня защита и пропаганда этих идеалов вновь актуальна. А для наследников-энтузиастов во власти и в сфере культуры пример должен оставаться вдохновляющим в деле развития национального кино, достижения тех идеалов творческой синергетики, которых добивались первопроходцы регионального кинематографа. Поэтому озвученный выше эпизод из истории национальной осетинской культуры на фоне других значимых для внесения в календарь торжеств, приуроченных к 100-летию автономии Северной Осетии, вполне заслуживает внимания. Результаты труда "Агузаровского "Голливуда" стали во второй половине XX в. частью советской кинематографии и явлением культурной жизни не только Северной Осетии, но и всего Северо-Кавказского региона. Рожденные "шальной прожектерской мыслью" наших соотечественников, они позволяют с полным основанием говорить о том, что достойны памяти и уважения народа.