– Борис Петрович, начнем с нормативно-правовой базы. По-вашему, она позволяет архивной службе эффективно выполнять свою работу?
– В принципе, да, хотя есть моменты, касающиеся совершенствования законов в сфере архивного дела, как федерального, так и республиканского, особенно в части комплектования архивного фонда страны.
Например, необходимо законодательно закрепить в республике право собственности муниципальных образований на документы, созданные до момента их образования. Или еще пример. Из ч. 2 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться государственными полномочиями в области архивного дела законом субъекта РФ. В нашей республике такой закон не принят, хотя законопроект был разработан. А раз закона нет, то и орган местного самоуправления лишается данных полномочий.
Есть отдельные нестыковки и в федеральном законодательстве, из-за которых не соблюдаются сроки временного хранения документов Архивного фонда РСО–А до их передачи на постоянное хранение.
– Как это сказывается на сохранности документов?
– Сегодня в ведомственных архивах республики сверх установленного срока хранится свыше 100 тыс. дел, имеются случаи утраты документов на следующих предприятиях: ОЗАТЭ, электроламповый завод, "Бином", "Разряд", "Электроконтактор". Ситуация нами отслеживается, проводим проверки организаций-источников комплектования государственных архивов республики. По их итогам составляются акты и предписания, осуществляется и текущий мониторинг правоприменения указанных выше нормативных правовых актов.
– Ряд проблем призван решить электронный документооборот. Как он внедряется?
– В деятельности учреждений-источников формирования архивного фонда республики возрастает объем электронных документов. В архивах пока не созданы условия для работы с электронными документами, которые должны передаваться на постоянное хранение из органов государственной власти.
Решением этого вопроса может стать создание центра хранения электронных документов с функциями централизованного приема, хранения и организации доступа к ним. Центр следует наделить правом централизованного хранения электронного фонда пользования на документы Архивного фонда РСО–А.
– Расскажите о деятельности государственных и муниципальных архивов республики в области комплектования.
– Основная работа в этом направлении начинается с определения списка организаций-источников их комплектования. Как государственные, так и муниципальные архивы ведут список организаций-источников комплектования по установленной форме.
По состоянию на 2024 год общее количество организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов республики составляет 342.
В настоящее время в наших списках числятся 73 организации республиканской собственности, из которых 36 – органы законодательной, государственной и исполнительной власти; 151 организация муниципальной собственности.
С негосударственными общественными организациями, а их в списке 53, также заключаются соглашения, но уже об оказании им методической, практической, консультативной помощи в области делопроизводства и архивного дела.
Анализ данных, получаемых в результате регулярно проводимой один раз в три года паспортизации, показывает, что в республике, как и в стране в целом, сохраняется устойчивая тенденция к сокращению количества организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов.
– Как удается сохранять исторические документы? Нет ли здесь безвозвратных потерь?
– В период эпохальных событий российской истории архивисты Северной Осетии смогли сохранить документальное богатство Кавказского края и Терской области за 1786–1920 годы.
Сегодня эти документы хранятся в Центральном государственном архиве РСО–А, заполненном практически на 100%. Вопрос необходимости строительства нового здания возник давно, был поддержан федеральным архивным агентством и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и включен в предложения к проектам федерального бюджета на ближайшие годы.
Поступающие с 2019 года просьбы руководства республики о софинансировании строительства архива из средств федерального бюджета подтверждают действительно тяжелую ситуацию с обеспечением сохранности архивных документов.
Все они имеют согласования и поручения заместителей председателя Правительства РФ Д. Чернышенко, М. Хуснулина и Т. Голиковой и, кроме того, согласованы с федеральным архивным агентством, поддержаны Министерством экономического развития и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно вышеназванным проектно-разрешительным документам стоимость архива на сегодняшний день составляет более 923 млн рублей, общая площадь – 4500 м2 (6 этажей + подвал), вместимость – 850 000 единиц хранения, перспектива комплектования – 40–50 лет.
Росархив, принимая во внимание высокую проработанность проекта, с учетом социально-экономической ситуации в стране в условиях западных санкций и в текущем году планирует подготовить и направить в рамках формирования предложений к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 – 2027 годов соответствующую бюджетную заявку о включении вопроса строительства архива в государственную программу "Информационное общество".
Отмечу, что содержащиеся в основополагающих правовых документах нормы в целом позволяют архивным учреждениям решать стоящие перед ними задачи.
Однако очень важно оперативно разработать методические рекомендации по отбору в состав Архивного фонда Российской Федерации специальной документации, включая научно-техническую (по видам), аудиовизуальную (кино-, фото-, фоно-, видео); по инициативному документированию/созданию специалистами архивных учреждений документов (анкеты, фотографии, записи воспоминаний, бесед, интервью и т. д.), представляющей историческую ценность и подлежащей хранению, а также по приему документов от ликвидированных, в том числе негосударственных, предприятий и особенно – по организации работы с электронными документами и т.д.