Айну Руфиновну ДЖИОЕВУ по праву можно считать одним из ярких представителей североосетинской интеллигенции. Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования СОГУ. Человек большого ума, несгибаемого характера.
Не все специалисты на вопрос "Что такое педагогика?" могут ответить кратко и однозначно. "Это все то, что имеет дело вот с чем: не знаешь, не умеешь, не владеешь, а через методы педагогические – знаешь, умеешь, владеешь, – разъясняет Айна Руфиновна. – Например, как учить? Одно дело научить тому, что дважды два четыре, а не пять. А совсем другое – преподнести это так, чтобы ребенок понял, а учащийся впитал. Надо подумать, какой метод лучше применить, какой подход подобрать. А чтобы это сделать, надо изучать педагогику, методику преподавания. Если игнорировать – ничего не выйдет. Ведь самое главное – это привить любовь и тягу к знаниям".
Отправляя детей в первый класс, им желают успехов и надеются, что в дальнейшем они реализуют свои способности и таланты. Именно поэтому мы делаем акцент на хорошее образование и призываем молодежь получить максимум знаний в школьные и студенческие годы. Вот только тягу к знаниям не назовешь качеством врожденным, и поэтому важно ее привить. И под силу это только человеку, преданному и всецело отдающему себя выбранному любимому делу.
"Мне нравится учить. Причем работать со школьниками интереснее, чем с взрослыми. Именно учить и видеть, как они узнают что-то, – делится Айна Руфиновна. – Конечно, со студентами работать легче: они взрослее, знают, чего хотят, более ответственные, интересные. Особенно приятно бывает видеть, что они хотят приобретать знания".
Аналитики выясняли, как изменились российские студенты за десять лет. Согласно результатам исследования, современная молодежь отличается прагматизмом и нацеленностью на результат. Кроме того, большую роль стала играть престижность диплома и его котируемость на рынке труда. Также, согласно данным, к процессу выбора вуза и специальности сегодня активно подключаются родители. Помимо этого, студенты стали более ответственно подходить к процессу получения профессиональных знаний уже с первых лет обучения.
Какие они сегодняшние студенты по сравнению со студентами "нулевых, десятых"..? "Они более современные, – говорит Айна Джиоева. – У них больше возможностей, например, в плане интерактивного обучения. Когда я рассказываю, что мы умирали от счастья, получив кодоскопы, они удивляются, не зная, что это такое. А сейчас у них есть и компьютеры, и выход в интернет. Технологии шагают вперед, и сегодняшние студенты этим активно пользуются. А вот, если бы я могла изменить их отношение к жизни... На мой взгляд, они слишком прагматичные. Я не желаю, конечно, чтобы они вернулись на много лет назад. Хочется, чтобы в них стало больше человеческой натуры. Не думаю, что в их прагматичности виноваты цифровые технологии. По-моему, они не умеют дружить, веселиться, играть от души так, как это делали мы. То поколение, которое нас воспитывало, было более человечным. Не было такого раньше, чтобы людям нельзя было доверять, а сейчас? Вот мне бы хотелось, если что-то изменить, то именно в этом отношении". По словам Айны Руфиновны, общаясь со студентами, она не только их учит, но и получает обратную связь, вместе с ними пытается решить какую-нибудь проблему и, в конечном счете, тоже учится чему-то новому. Кроме того, это удовольствие от общения с неравнодушными, заинтересованными студентами!
Айна Джиоева помимо преподавания в университете активно занимается научно-исследовательской работой, результаты которой отразились в докторской диссертации. Объектом исследования стала межпредметная связь трех языков: русского, английского и осетинского. Как говорит сама педагог, эта работа о том, как русский язык помогает изучать английский, и как осетинский – изучать оба. Это важно, нужно и очень привлекает. Она – автор многих опубликованных научных трудов. Все свои успехи в освоении профессии Айна Руфиновна связывает с теми людьми, которые оказались рядом в период ее учебы в вузе, аспирантуре. С большой благодарностью вспоминает своих учителей, с которыми потом плодотворно сотрудничала: "К сожалению, те, у кого мы учились, кого мы любили и любим, уходят. Это Рамазан Батырович Сабаткоев – автор учебников русского языка для старших классов, за которые он получил Государственную премию РФ. Это ученые, педагоги, методисты Хасан Хабижевич Сукунов и Зинаида Хасанбековна Тедтоева – люди огромной души. Я до сих пор учусь у них многому. Они всегда были готовы поддержать, дать полезные советы, помочь в тех или иных ситуациях. Вы знаете, мне нравится заниматься межпредметными связями, поэтому сотрудничаю с людьми из разных научных сфер. Среди них, например, ученый, педагог и историк Сергей Русланович Чеджемов".
В конце нашей беседы я задал Айне Руфиновне, на мой взгляд, главный вопрос о том, престижно и стоит ли сегодня заниматься наукой?
"Конечно, стоит! Это необходимо и преподавателю вуза, и училища. Правда, трудно и не всегда есть соответствующие условия. Но для того, чтобы образовательный процесс совершенствовался, его нужно научно развивать", – уверена педагог.
Человек невероятно скромный – Айна Джиоева посвятила жизнь педагогике. Науке, которая отвечает за разностороннее воспитание подрастающего поколения. А важнейшей частью воспитательного процесса сегодня является формирование тяги к знаниям, чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается личность. Ведь от того, насколько привиты эти качества подрастающему поколению, зависит жизнь старших, будущее общества в целом.