А все начиналось в далеком 1890 г., когда инженер Нигровский заключил контракт с городскими властями. Целью работ по контракту являлось сооружение линий конно-железной дороги по пяти городским улицам. Но конка дальше идеи не пошла.
8 октября 1896 года Городская дума Владикавказа приняла решение о сооружении электрического трамвая и освещении. В январе 1897 года для ведения переговоров с целью заключения трамвайного контракта прибыли несколько претендентов: инженер Ковелев, фирма Сотэ, Варле и Ко (Париж).
Торги на отдачу сорокалетней трамвайной концессии состоялись в феврале 1897 года. Приглашение для участия в конкурсе на получение и условия концессии были опубликованы во всех ведущих российских газетах. В конкурсе победил греческий подданный Е. И. Скараманга.
В середине 1899 года Е. И. Скараманга передал права на строительство бельгийской организации "Анонимное общество Владикавказских электрических трамваев и освещения". Штаб-квартира владикавказских трамваев находилась в Брюсселе.
Подготовительные работы проводились с лета 1899 по 1902 год. Сначала была проведена съемка местности для строительства электростанции, депо и будущих линий трамвая. По результатам съемки были подготовлены чертежи зданий, вагонов, а также планы трамвайных линий. Колея трамвая была выбрана узкая – 1000 мм; рельсы – типа Феникс. Вся документация была отправлена в Брюссель в сентябре 1899 года.
В 1900 году были окончательно утверждены условия концессии. 2 марта было объявлено, что концессионный срок составляет 38 лет с момента запуска предприятия.
6 августа 1904 года – день рождения Владикавказского трамвая, день открытия его регулярного движения по трем линиям протяженностью чуть больше 8 километров.
Что интересно, трамвай во Владикавказе появился на три года раньше, чем в столице Российской империи. В Санкт-Петербурге регулярное движение электрического трамвая было открыто 29 сентября 1907 года.
В настоящее время владикавказский трамвай является одним из основных, любимых горожанами и доступным по цене видом общественного городского транспорта. Проезд на трамвае стоит 13 руб., а сейчас, до 1 сентября, со скидкой – 8 руб. Удобно устроившись в новом чистом вагоне у окошка, можно проехать в нем почти по всему городу, с севера на юг до самой Водной станции, осмотрев при этом исторический центр города с его старинными зданиями, построенными в начале прошлого столетия по проектам выдающихся архитекторов И. И. Богданова, П. П. Шмидта, В. В. Грозмани, И. В. Рябикина и многих других. В летнюю жару работают кондиционеры, в зимний холод в вагонах трамвая тепло и в любую погоду комфортно.
А какие прекрасные люди работают здесь! С 1961 года я живу в своем родном городе, в основном приходится пользоваться именно этим видом транспорта по месту своего проживания, и за это время познакомилась со многими вагоновожатыми. Сегодня мне особенно хочется выразить слова безмерной благодарности таким замечательным женщинам, как Валентина Николаевна Хачирова, Элла Викторовна Цховребова, Неля Дмитриевна Джиоева.
У Валентины Николаевны в этом году двойной юбилей. Ей исполняется 70 лет, из которых 50 лет она работает водителем трамвая. Молоденькой девочкой пришла она в 1974 г. в трамвайное депо г. Орджоникидзе. Ее не испугал сложный график работы, когда трамваи курсировали по городу до 11 часов вечера, а последний трамвай заходил в депо за полночь – в 1час 40 минут. Сейчас такое кажется невероятным.
О Валентине Николаевне писала "Северная Осетия". Журналистка Тамара Бунтури переспросила ее: "Неужели в 11 часов вечера был вагон? – недоумеваю я, вспоминая сегодняшние реалии.
– А как же! Вагоны заходили в депо без двадцати два ночи. Водители работали в три смены, а сегодня – в две. График движения так был составлен, что рабочие выходят, допустим, с ОЗАТЭ, а трамвай тут же подъезжает. Очень много людей пользовались им. На линии одновременно было 47 вагонов. Многие – спаренные.
Что тут скажешь, время было другое. Трамвай тогда был таким же "работягой", как и сотрудники заводов. Не было маршруток, машин было мало, вся надежда на трамвай. Это сегодня он стал визитной карточкой, а тогда был общественным транспортом в прямом смысле этого слова.
Вагоны были старые, с деревянными сидениями, ручным приводом, окошечки в кабине маленькие. А в 1975 году руководство республики, тогда ее возглавлял Билар Емазаевич Кабалоев, закупили в Чехословакии "Татру". Трамваи ходили с интервалом в 2–3 минуты, а проезд стоил 3 копейки. Рассказывая, Валентина Николаевна как бы снова окунается в ту благодатную эпоху. Километр за километром, смена за сменой – вот так под стук колес и текла ее жизнь. Счастливая".
И сейчас, спустя столько лет, она не мыслит свою жизнь без любимого трамвая. Ее не пугают ни утренние смены, когда вставать приходится в три часа ночи, ни поздние вечерние, ни погодные условия, когда в самый сильный ливень, порой с градом, необходимо выходить на перекрестках для перевода стрелок. Всегда ровная, спокойная, уверенная и уважительная, она – эталон для молодых, начинающих свой жизненный путь. Спасибо вам, Валентина Николаевна! Крепкого здоровья и нашего кавказского долголетия желаем вам и вашим коллегам мы, пассажиры чудесного, пилотируемого вами дома на колесах.
Хочется несколько слов сказать и о Элле Викторовне Цховребовой. Ее водительский стаж не так велик, как у Валентины Николаевны, всего(!) 17 лет, но мне всегда очень приятно, когда я попадаю в трамвайный вагон, управляемый Эллой. Она очень чуткая, внимательная, вежливая. Никогда не закроет двери, если видит, что кто-то не успевает добежать до остановки, всегда подождет. А пожилым людям и инвалидам, которым зачастую бывает трудно подняться на ступеньку трамвая, Элла сама помогает войти, подает им руку, заносит хозяйственную сумку. Она очень внимательно следит за посадкой и выходом пассажиров на остановках, всегда терпеливо ждет. Порой попадаются люди, которые ведут себя не вполне корректно, вступают в спор с водителем и даже могут его оскорбить. Но никогда Элла не допускает даже мысли вступить в пререкания с пассажирами. В ее вагоне всегда царит мирная, доброжелательная обстановка. Ездить с ней просто одно удовольствие. Пусть больше будет у нас таких прекрасных водителей!
С Нелей Джиоевой познакомилась, когда в один из майских дней на город среди бела дня обрушился сильнейший ливень, с каждой минутой превращая улицы нашего города с его устаревшей ливневкой в реки, в которых тонут "по самое брюхо" не только легковушки, но и маршрутные такси. Трамваи тоже остановились, на многих участках были затоплены трамвайные пути. Неля прониклась моими заботами, когда выйти из трамвая было просто невозможно, рассчитывать на такси или маршрутку также не представлялось возможным. В вагоне еще до пика разгулявшейся непогоды из пассажиров осталась одна я, кому необходимо было продолжить маршрут в сторону Китайской площади. Мы пережидали это ненастье вдвоем в ожидании разрешения диспетчера продолжить движение. Только диспетчер не раз предупреждала, что придется изменить маршрут и повернуть с Чапаевского моста в сторону ж/д вокзала. Видя мое огорчение, Неля все-таки добилась разрешения продолжить маршрут №2 и доставила меня до нужной остановки. Неля водит трамваи более 10 лет и тоже любит свою работу. Вот такие замечательные у нас вагоновожатые! Честь им и хвала. Их много, я, конечно, не могу знать всех, но вот еще несколько имен – Татьяна Солтановна Лазарова, Дзерасса Георгиевна Плиева, Лиза Хазбатыровна Бедоева и многие другие. Жаль только, что сегодня на линию протяженностью в 59 километров выходят всего 14 вагонов. Движение осуществляется по маршрутам №№ 5 и 9, №№ 1 и 4, №№ 7 и 8. Как известно, названные пары маршрутов выполняют движение по кругу навстречу друг другу. Казалось бы, почти все районы нашего любимого Владикавказа окольцованы трамвайными путями, можно добраться с одного конца города в другой. Но, к сожалению, интервалы движения просто чудовищны! Как можно рассчитывать на трамвай, если, к примеру, на маршруты №№ 5 и 9 выходят всего по 2 вагона, и если трамвай ушел с вашей остановки, то дождаться следующего очень непросто. Не хочется говорить о грустном в преддверии большого юбилея, но вспоминается время, когда трамвай был главным и действительно надежным общественным транспортом, который никогда не подводил своих горожан. Как же хочется, чтобы он вновь стал нам верным, добрым другом, который никогда не подведет!
Будем надеяться, что это непременно произойдет. А пока будем ждать и беречь наш прекрасный трамвай, который, несмотря на солидный возраст, молодеет с каждым годом, становится удобней и комфортней.