Правосудие как деятельность судебных органов по справедливому разрешению уголовных, административных и гражданских дел во все времена вызывает повышенный интерес в обществе. Оно зависит от уровня правосознания тех, кто у власти, уклада и условий жизни людей, их представления о справедливости. Они были разные, в зависимости от той или иной эпохи.
По самой высокой шкале человеческих ценностей
Говоря о досоветском периоде, мы имеем в виду тот, который начинается с присоединения Осетии к России в 1774 г. Это важное историческое и политическое событие, оказавшее решающее влияние на государственно-правовое, социально-экономическое, культурно-образовательное развитие Осетии. По этому поводу есть Указ Президента России В. В. Путина "О праздновании 100-летия государственности РСО–А и 250-летия присоединения Осетии к России". Главой РСО–А С. И. Меняйло приняты не только соответствующие решения, но и организованы различные мероприятия по празднованию указанных событий. В числе их многочисленные публикации, чаще всего, историков и юристов, освещающих историческое и государственно-правовое развитие Осетии. В последнем случае наряду с другими проблемами важное значение и интерес представляет исследование и освещение вопросов организации судебных учреждений и осуществления ими правосудия в разные исторические эпохи. Оно позволяет учесть уроки прошлого и извлечь из них то рациональное, которое неминуемо имело место как в первом, так и во втором случаях. Сегодняшние новации в разных сферах человеческой деятельности не означают игнорирование прошлых достижений в них. Правильно отмечает Президент В. В. Путин, что нам еще придется обращаться к правовому опыту государственного строительства и конституционного законодательства. Это касается и вопросов осуществления правосудия и судоустройства как важнейшей части организации судебной власти. В Северной Осетии они имели свои особенности и обуславливались рядом причин. Первая из них носит духовно-идеологический характер. Осетины, в отличие от других народов Северного Кавказа, исповедуют в основном православную религию. В 2022 г. в Осетии торжественно отмечали 1100-летие крещения Алании – предков осетин. Православие стало основой осетинской идеологии, что в значительной степени способствовало продвижению российских учреждений власти и управления, в том числе судебных, а также законодательства и правовой культуры. В этом значительную роль играли также местные священники, внесшие значительный вклад в духовное просвещение народа, образование и культуры. Так, ими в XIX в. было переведено несколько поучительных книг и документов на осетинский язык, в том числе "Положение о временных судах и присяги".
Вторая причина носит историко-политический характер и связана, как уже отмечалось, с добровольным вхождением Осетии еще в 1774 году в состав России. Последняя тем самым, во-первых, получила выход в Закавказье, а через нее в другие страны. Во-вторых, доступ к необходимым полезным ископаемым на территории Северной Осетии, в частности, к железной руде, необходимой в военных целях. Так, каждая пуля, использованная в Первой мировой войне, отливалась на основе материала, выпускаемого во Владикавказе на заводе "Электроцинк". В-третьих, Россия приобрела надежного союзника, который за 250 лет совместной истории не нарушил установленного между двумя народами дружественного союза. В России не было ни одной войны, ни одного сколько-нибудь заметного российского государственного, общественного и культурного события, в котором бы не участвовали представители Осетии. Как отметил первый Президент Северной Осетии А. Х. Галазов в своем докладе на торжественном заседании, посвященном 220-летию присоединения Осетии к России и 210-летию основания г. Владикавказа: "И в России, и в Осетии всегда должны помнить – осетинский народ свой союз с Россией утвердил по самой высокой шкале человеческих ценностей".
Отметим, с присоединением к России для Осетии закончилась четырехвековая эпоха замкнутого существования в горных ущельях и началось возвращение осетин на занимаемую ими ранее северокавказскую равнину, потерянную в период монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. Кроме того, Осетия получила надежного и могущественного защитника своих интересов, а также доступ к великой русской, а через нее и к европейской культуре и формам управления народом. Приобщение к ним происходило в основном через военную интеллигенцию, которая в царский период составляла значительную часть осетинского народа, единственного из народов Северного Кавказа, который уже в конце XIX в. стал призываться на действительную военную службу. В 1900 г. во Владикавказе по Указу императора Николая II был учрежден Кавказский кадетский корпус, куда активно набирали местную молодежь. Военная служба у осетин считается особенно почетной и ратной во все времена. Именно поэтому в 1917 году в 130-тысячной Осетии было 3500 офицеров и 24 генерала. В литературе правильно отмечается, что "Образование вообще, и военное, в частности, в Осетии было не только частью российской политики, оно являлось осознанной самим осетинским народом потребностью", что, несомненно, в большей степени является социально-генетическим характером народа. Это же можно сказать в отношении большинства осетин, характерной психологической чертой которых является также стремление к первенству, что общеизвестно как на бытовом уровне, так и на профессиональном.
В качестве следующей причины особенностей осуществления судебной власти следует указать на отличия осетинского правосознания. Оно, с одной стороны, прочно основывалось на нормах осетинского обычного права, в обязательном им следовании. Осетинские обычаи, писал известный ученый, исследователь обычного права осетин В. Б. Пфафф, "действуют со всей силой неизменных законов природы, не позволяющих ни малейшего отступления, ни малейшего исключения". С другой стороны, в силу указанных выше причин, а также осетинского толерантного характера, то есть умеющего считаться с чужим мнением, образом жизни в общественное сознание и поведение осетин более активно и широко стало проникать многое из русской культуры и организации управления народом.
"Пир примирения"
После данного краткого, но, считаю, необходимого вступления перейдем к непосредственной теме исследования. В Северной Осетии в XIX и начале XX вв. судебную власть осуществляли многочисленные и разнообразные судебные учреждения: посреднические (третейские) суды, мировые, сельские (аульные) , горские словесные суды, смешанные, Владикавказский народный суд, Владикавказский окружной суд, районные народные суды, Верховный суд. Рассмотрим некоторые вопросы организации наиболее известных судебных учреждений и осуществления ими судебной власти в Северной Осетии. В хронологическом порядке следует начать с посреднических судов. Основой их появления издавна был институт посредничества при регулировании различных общественных отношений, получивший издавна широкое распространение у народов Кавказа. К данным судам чаще всего прибегали при урегулировании острых и сложных споров, конфликтов, в том числе преступлений, совершаемых на почве кровной мести.
Медиаторами, т.е. членами посреднического суда (тæрхоны лæгтæ) избирались наиболее почетные и старшие, происходящие из известных фамилий и имевшие право именоваться уæздæттæ и непременно сведущие в обычном праве. Число судей было нечетным 3, 5 и т.д., обе стороны имели право отвода избранных судей и назначение нового суда при несогласии с уже вынесенным решением. По мере положительного опыта деятельности посреднических судов их роль возрастала.
Отмечу, что институт посредничества был задействован не только в форме посреднического суда, но и в форме социального института, предотвращающего дальнейшее развитие криминальной деятельности. Так, институт посредничества был задействован в деле Ц., уроженца с. Урух Кабардино-Балкарии. После очередной кражи скота (его обвинил в этом председатель сельсовета В.) на сельском сходе, где решался вопрос о виновности Ц. путем голосования, за предложение В. проголосовали 2 человека, а остальные 50 воздержались. Несмотря на это, продали дом и скот обвиняемого, который вынужден был бежать в с. Дур-Дур. Но он не смирился с этим и поехал в Нальчик с жалобой к прокурору. На обратном пути его подкараулил В., прогнал через все село в сторону леса, и в момент, когда хотел застрелить Ц., тот ударом кинжала убил своего обидчика. На заседании суда виновный искренне удивлялся и возмущался, объясняя, что его нельзя судить, поскольку с помощью посредников состоялось примирение, и он организовал "пир примирения", заплатил потерпевшей стороне значительную сумму. Суд учел все это, а также преклонный возраст виновного и то, что он отсидел три месяца во Владикавказском исправительно-трудовом доме, освободил подсудимого как "социально неопасного элемента".
Участковые, почетные и добавочные
В Северной Осетии, как и в других национальных районах Северного Кавказа, во второй половине XIX в. начали создаваться мировые суды. Созданные в 1864 г. на основании Учреждения судебных установлений и ряда уставов мировые суды рассматривали многочисленные уголовные и гражданские дела. Мировые судьи избирались на 3 года гласными (депутатами) Городской думы г. Владикавказа. Большей частью это были хорошо обеспеченные жители, что способствовало независимости и самостоятельности судей при принятии соответствующих решений. С самого начала задавался тон всему порядку избрания: оно проводилось под бдительным надзором администрации. Официальное введение выборности объяснялось тем, что мировой судья, как посредник, хранитель мира, должен был обладать доверием местных обывателей. Функционально существовали три категории мировых судей: участковые, почетные и добавочные.
Согласно расписания мировых участков Терской области на 1870 г. Владикавказский мировой округ состоял из 4-х мировых участков. Постоянным местом пребывания мировых судей первых двух участков был Владикавказ. Впоследствии Владикавказский мировой округ был реорганизован и состоял из 5 мировых участков, число которых постоянно увеличивалось и к 1905 г. их стало здесь 9. Мировые судьи г. Владикавказа и Владикавказского округа выполняли большой объем работы. Так, в 1896 г. через мировые суды Владикавказского округа в целом прошло 11815 дел, а в 1901 г. – уже 17020.
Рассматривая вопрос об организации судебных учреждений в первые годы советской власти, следует иметь в виду такой важный документ, как "Декларация первого съезда народов Терской области" от 31 января 1918 г., где в разделе по национальному вопросу предусмотрено, что "каждому из народов, населяющих Терскую область, должна быть предоставлена действительная возможность, в согласии с основами, провозглашенными Великой русской революцией, устраивать свою жизнь так, как ему кажется наилучшим образом; в пределах своей территории каждой народности предоставляется право устанавливать свои национальные суды, творящие правосудие по народным обычаям и законам". Еще ранее Декретом СНК от 14 апреля 1917 г. "О суде" действия мировых судей, которых избирали непрямыми выборами, было приостановлено и заменено местными судами, которые разрешали все гражданские дела, где иск не превышал 3000 руб., и уголовные дела, если обвиняемому угрожало наказание не свыше 2-х лет лишения свободы.
Согласно Декрету, местные судьи избирались на основании прямых демократических выборов. Отмечу, что принцип выборности судей сохранялся весь советский период. Даже в ст. 9 сталинской Конституции 1936 г. было предусмотрено, что "народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года".
Народные суды
В апреле 1920 года Терским областным ревкомом вся судебная система в области была ликвидирована, деятельность мировых судей и съездов мировых судей прекращена, и все дела переданы восстановленным в своих правах народным судам и Советам народных судей. Руководство всей судебной системой было возложено на отделы юстиции областного и окружных ревкомов. 31 октября 1922 г. на четвертой сессии ВЦИК было принято Положение "О судоустройстве РСФСР". Этим Положением системы народных судов и революционных трибуналов были объединены в единую судебную систему (народный суд, Губернский суд, Верховный Суд РСФСР). Основным звеном судебной системы стал народный суд, разбиравший бóльшую часть уголовных и гражданских дел. В июне 1924 г. с образованием Северо-Осетинской автономной области здесь наряду с районными народными судами был учрежден областной суд, ставший вышестоящей судебной инстанцией. С приобретением Северной Осетией в 1936 г. статуса автономной республики областной суд был заменен на Верховный суд республики.
В Конституциях СССР 1936 и 1977 гг., как и в конституциях союзных и автономных республик, сохранились принципы выборности судей народом и их подотчетность ему, что ярко свидетельствовало о децентрализации судебной власти. Казалось бы, такая судебная политика и практика продолжатся, более того, расширятся в деятельности, пришедшей в начале 1990 г. новой российской власти, которая обещала народу демократизацию общественной жизни, федерализацию и децентрализацию власти. На заре новой власти появилась надежда, на то, что данные процессы приобретут необратимый характер в ходе строительства нового Российского государства. В подтверждение этому на теоретическом и законодательном уровнях появились обнадеживающие перемены. Так, в сфере судебной власти была подготовлена и в 1992 г. опубликована "Концепция судебной реформы". Она учитывала лучшие достижения правовой культуры, которые нашли отражение в Судебных уставах 1864 г. В своей служебной записке к проекту данной Концепции, направленной Верховному Совету РСФСР, Б. Н. Ельцин отмечал, что проведение его является необходимым условием обеспечения функционирования демократического федеративного правового государства. В Проекте была предложена двухуровневая система судов – федеральная и республиканская. Республикам в составе РСФСР предоставлялась возможность с учетом основных принципов судоустройства учредить наиболее удобную для них систему судов. Такой судебный федерализм обуславливается формой устройства Российского государства. Однако прошло всего 3-4 года, и сторонниками централизации судебной власти при активном участии бизнес-элиты, крайне заинтересованной в законодательном закреплении своего незаконно нажитого имущества, судебными решениями начали активно выступать против наличия региональной судебной власти.
Централизация судебной власти
В принятом в 1996 г. ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" без всякого обсуждения с регионами, научной общественностью все суды, начиная с районного, были включены в федеральную судебную систему. Вместо принципа выборности судей, существовавшего как в досоветский, так и в постсоветский период, вводился принцип назначаемости всех федеральных судей Президентом РФ. Против такой централизации и демократизации судебной власти выступили не только многие специалисты, но и руководители субъектов РФ. И не без оснований, поскольку до этого они считались судами субъектов РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 140 Конституции СОАССР 1978 г. "Судами Северо-Осетинской АССР являются Верховный суд Северо-Осетинской АССР и районные (городские) народные суды". Согласно ч. 1 ст. 141 данной Конституции "Все суды Северо-Осетинской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей". Все они, в соответствии с указанной статьей были ответственны перед избирателями или образованными или избравшими их органами, отчитывались перед ними и могли быть отозваны ими в соответствии с законом.
Отметим, что и в других федеративных государствах к федеральным судебным органам относятся только суды высшей инстанции, а их субъекты имеют свои суды. Считаю, что и Российской Федерации при судоустройстве необходимо следовать данному порядку организации судов.
Возвращаясь к вопросу о региональной судебной власти, отметим, что в соответствии с указанным ФКЗ судами субъектов РФ признавались конституционные и мировые суды. Последние по существу являются федеральными судами, поскольку: основу их организации и деятельности составляют федеральные законы; финансируются они из федерального бюджета; функционируют при федеральных судах, составляя первичное звено судов общей юрисдикции; осуществляют правосудие именем РФ. В соответствующих региональных законах о них говорится, что полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Не случайно, они в новой редакции в ст. 118 Конституции РФ включены в федеральную судебную систему. При этом федеральный законодатель продолжает именовать их "мировыми судьями субъектов РФ", дабы придать видимость наличия региональной судебной власти и тем самым попытаться обеспечить принцип разделения государственной власти на три ее ветви. Усматривая в этом необоснованные попытки централизации судебной власти, ее независимости и самостоятельности, я неоднократно выступал в центральной печати, в иных публичных выступлениях, в том числе на "круглом столе", по вопросам института мировых судей, организованном 16 апреля 2015 г. Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству с целью сохранения статуса мировых судей как института судебной власти субъектов РФ.
Конституционные суды и их судьба
Что же касается конституционных судов, то они всего лишь за два десятилетия своей деятельности провели значительную работу по утверждению конституционной законности и повышению регионального конституционного правосознания. На местах не только юристы, но и в народе заговорили о значимости Конституции и регионального конституционного правосудия. Об этом неоднократно писали в центральной печати, в том числе Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, а также автор данных строк.
Конституционные суды, кроме защиты прав и свобод человека, отстаивали также необходимые атрибуты государственности республик. Так, в 2015 г. в Конституционный суд РСО–А обратился гражданин Г. с просьбой защитить его конституционное право на использование им родного языка – осетинского как государственного, поскольку при рассмотрении его вопроса в районном федеральном суде отказались принять его заявление, написанное на осетинском языке, предложив изложить свою просьбу на русском языке. Верховный суд республики поддержал позицию нижестоящего суда. После этого он обратился на осетинском языке в Конституционный суд республики. Суд, со ссылкой на ч.2 ст. 68 Конституции РФ, где предусмотрено, что "республики вправе устанавливать свои государственные языки в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации", и ст. 15 Конституции РСО–А, закрепляющей в качестве государственных языков осетинский и русский, принял заявление гражданина, рассмотрел его по существу и удовлетворил его просьбу.
К сожалению, конституционные суды субъектов РФ в 2021 г. были упразднены федеральным законом, а вместо них регионам было предоставлено право создавать конституционные советы, действующие при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Такая правовая норма не соответствует известному принципу разделения государственной власти. Вполне очевидно, что конституционный совет, создаваемый при любом органе власти, изначально лишается возможности объективного контроля принимаемых им нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Конституции.
На мой взгляд, в сложившейся ситуации создание самостоятельных конституционных (уставных) советов – единственный путь, по которому должны следовать субъекты РФ. Только такая государственно-правовая политика и практика реального обеспечения принципиально важных конституционных норм относительно форм государственного устройства и организации органов государственной власти будет способствовать строительству России как демократического федеративного правового государства.