Сегодня вдохновитель, организатор, мотор всего этого волшебства, директор Московского театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок во Владивостоке: он улетел утром сразу после концерта на Международный молодежный театральный форум. Но я более чем уверена, что за время полета он вновь проживал все дни во Владикавказе, вспоминал, анализировал и, конечно же, задумывался о будущем…фестивале-2025. Накануне, перед заключительным мероприятием, корреспонденту "СО" удалось встретиться с ним.
– Кирилл Игоревич, какие впечатления от фестиваля? Все ли идет по плану?
– Когда мы проводим такие большие, знаковые мероприятия, когда в течение недели в республику прибывают порядка 450 гостей-участников, все "так" быть не может. Есть понятие логистики, рейсы задерживают, но в целом, хотя завтра еще самое массовое и самое технически сложное мероприятие, где в один коллектив соединятся звезды российской эстрады, творческие силы из Северной Осетии, артисты Московского театра Вахтангова и др., думаю, что все идет хорошо, надеюсь.
– Мы все помним концерт, посвященный открытию Дома Вахтангова. Уже тогда была взята очень высокая планка. Завтра – завершение фестиваля. А вы планируете его проводить ежегодно. Удивлять всегда сложно.
– Мы и приехали сюда удивлять, показывать спектакли разных художественных стилей, направлений, режиссеров. И к организации данного концерта мы подошли с иной идеей. В том году на сцене выступала практически вся труппа Театра Вахтангова, сейчас приглашены другие исполнители. Главная тема – объединение культур, которое нам позволяет делать Владикавказ и Евгений Вахтангов. Когда-то Вахтангов прошел путь из Владикавказа в Москву, сегодня мы идем обратно, на родину Мастера.
– Вернее, год как пришли. Как вы оцениваете результаты работы Дома Вахтангова? Что он значит для нашей республики?
– Мне нравится, как работает Дом. Вахтангов задает тренд в культурной отрасли. Мы что-то меняем и показываем, как это должно быть. На спектакли нельзя опаздывать, музеи – это не только по старинке, кто пришел, тот и купил входной билет и пр., и мне нравится, что к нам присматриваются. Будем и дальше влиять на культурную политику, но не с целью кого-то подчинить. Хочу, чтобы учреждения Осетии зажили новой, эффективной, в том числе, экономической жизнью. Мир вокруг изменился, и существовать, как 25 лет тому назад, нельзя. Приведу пример. 15 июля запустили во Владикавказе спектакль-променад "Дорогами юности". В Москве такой формат существует давно, для вас пока в новинку. В спектакле представлены исторические факты жизни Евгения Багратионовича, которые очень интересно записаны ведущими актерами театра. Этот спектакль будет проходить здесь. Дом Вахтангова – мультижанровая площадка, которая сегодня успешно работает. Творческие, музыкальные вечера, вечера поэзии, поп- культура, звучат разные языки, – целый спектр творческих направлений здесь представлен. Всю экономику можно увидеть на сайте, данные открыты. Мы получили субсидию Министерства культуры РФ на содержание Дома в размере 19 млн рублей, а заработали почти 14 млн рублей за полгода. С точки зрения экономики, Дом эффективен. В день в музей приходят по 40-50 человек. Я специально интересовался у директоров небольших музеев в Москве, они мечтают о таком посещении.
– Как сохранить баланс между прибылью и высоким художественным уровнем?
– Речь идет не о прибыли, а о том, чтобы люди, здесь работающие, получали достойную заработную плату, чтобы средства, которые мы получаем от уставной, творческой деятельности, вкладывались в дальнейшее развитие этого учреждения. В бюджетных учреждениях нет понятия "прибыль". Мне очень радостно, что зарплата в Доме Вахтангова на 150% выше, чем средняя зарплата по республике. И это не потому, что на нас из Москвы кто-то "посыпал" золотой дождь. И не потому, что приезжают "звезды" из столицы. Тут работают и представители республики. Практически все творческие силы мы находим здесь. Этой тенденции будем следовать и далее. Из сюрпризов – внедрение такого формата, как "гастрономический театр". Он отлично зарекомендовал себя в Москве. К примеру, большой популярностью пользуется обед с Львом Николаевичем Толстым по его поваренной книге. Нам удалось выяснить рецепты нескольких фирменных блюд семьи Вахтанговых, и мы хотим сделать "Обед в Доме Вахтанговых". Это требует определенной подготовки, поиска партнеров и т.д.
– А имена гостей можете назвать?
– Осенью приедут с творческими вечерами Сергей Маковецкий, Нонна Гришаева, Александр Олешко, будем привлекать всех…
– Как вы относитесь к идее проведения мастер-классов в Доме Вахтангова для журналистов, которые хотят писать о театральном искусстве? Уже не говорю о театральных критиках, которых нет.
– В Москве и то театральных критиков мало. Театральная журналистика не в каждой московской газете представлена. Это глобальная проблема. Этому надо учить, и даже не с точки зрения критики, а с точки зрения подачи новостного материала. Будем думать, чтобы на следующий фестиваль в рамках образовательной программы привезти с лекцией журналиста, который освещает вопросы театра.
– Кирилл Игоревич, мне кажется или вы отступили от своего правила: спектакль начинается в 19 00, и ни минутой позже?
– Нет, в 19.07. Оно распространяется и на Дом Вахтангова, и на площадки театра в Москве. Это семь минут вахтанговской вежливости. Город, пробки – все понимаем, но… публику надо воспитывать.
– Наверное, уже есть идеи на следующий фестиваль? Спектакли Театра Вахтангова не будете привозить?
– В августе мы должны подать заявку на грант. Поэтому, как только прилечу, соберем экспертный совет, и в сентябре начнем искать бюджет. Очень прошу отразить в материале: в бюджете фестиваля нет ни одной копейки из республиканского или городского бюджетов. Все за счет средств Президентского фонда культурных инициатив и собственных средств Вахтанговского театра. И еще: Дом Вахтангова все налоги платит республике.
Что касается второго вопроса, то принципиально – нет. Зачем? Мы и так приезжаем сюда один раз в пять лет с большими гастролями на неделю. Привозим лучшие спектакли, премьеры. Наша цель – показать театральную карту России, а гостям – прелести Осетии: горы, людей, город…А вот с практикой организации выступлений уличных театров мы столкнулись впервые и будем ее продолжать. Фестиваль вышел за пределы нескольких локаций и стал праздником для всех. И так будет.
– Начало фестиваля 13-го июля неизменно?
– Нет, в этом году мы согласовывали со значимыми датами для республики. В дальнейшем предполагаем делать фестиваль в конце июня и заканчивать не позже 4-5 июля.
Ну, вот пока и все. Желание есть, опыт будет изучен и проанализирован, даты практически определены. Что подарил фестиваль городу, республике? Прежде всего, как было сказано, закрепил за Владикавказом статус культурной столицы Юга России. Но это если говорить по большому счету. Для людей это была радость от происходящего, встреча с любимыми актерами и исполнителями, возможность пополнить багаж знаний о театральной культуре и личности Евгения Вахтангова, открытие новых жанров, форматов, имен. Фестиваль подарил праздник, и это главное.