Основная часть осетинских национальных праздников, проводимых в горах, приходится на лето, а если быть точнее, на июль. В одном из самых отдаленных населенных пунктов Северной Осетии, селе Галиат (Уаллагком – Дигорское ущелье), в святилище Фарон, ежегодно, в третью субботу июля, отмечают праздник, имеющий более чем древнюю историю и интересные традиции.
Когда-то жизнь кипела в Галиате, население превышало в царское время тысячу человек, а количество домов доходило до ста. Название святилища Фарон (Фæрон) связано с понятием "фарн", что с осетинского переводится как "счастье, благополучие, изобилие". Внутри святилища был камень, который выносили во время затяжной засухи и окунали в рядом протекающую речку с молитвами о том, чтобы Всевышний послал долгожданный дождь. Праздник в святилище раньше проходил в четверг, в последние десятилетия для удобства жителей – в субботу. Воду во время подготовки к празднику и в день проведения тоже брали только из одного места – напротив святилища, из ручья, стекающего за речкой со склона горы. Праздничное пиво варили исключительно мужчины в определенный день (четверг) из собранного по дворам ячменя по одной чаше (къусбар) со двора. Приготовленный напиток оставляли на несколько дней в святилище, двери которого не закрывали на замок, а только прикрывали.
Святилище Фарон настолько почиталось, что если кто-то ронял рядом с ним какой-нибудь предмет или вещь, то независимо от ценности оставлял их там. И наоборот, – если кто-то уезжал далеко за пределы Галиата, а таковых раньше было много, до революции целыми группами отправлялись на заработки. Оставляя родные края, человек брал отсюда камешек в качестве оберега, который по возвращении обязательно приносил обратно и ставил на место. Новым невесткам, соблюдавшим обычай избегания (уайсадын), в отличие от других женщин, запрещалось даже проходить возле святилища и они его обходили стороной. Застолье, где в молитвах люди просили о благополучии, здоровье, хорошей погоде, урожае, тоже проходило строго по осетинским традициям и было более чем скромным: пиво, пироги, мясо (исключительно баранье или говяжье, запрещалось даже мясо птицы). Молитвенные пироги (кувинæгтæ) пекли дома и приносили в святилище, внутрь которого женщинам запрещено было заходить. Люди перед праздником постились, на протяжении целой недели не употребляли алкогольные напитки, не курили, не ели мясо "нечистых" животных, к которым, как выше было отмечено, относилось и мясо птицы, не сквернословили и не ссорились. На праздник, по мере возможности, приходили в светлой одежде, с покрытой головой и, конечно же, с добрыми помыслами. О том, насколько почиталось святилище Фарон, говорит и тот факт, что внутрь входили босиком, чтобы оно оставалось чистым, снимали головные уборы и разговаривали тихо…
О традициях проведения праздника Фарон мне рассказала близкая родственница, хороший знаток обычаев, 86-летняя Ольга Гасинова-Балаова, которая родилась и жила в Галиате. В 1988 году она со своей семьей переехала из высокогорного села на плоскость – в Ардон. То, как раньше отмечали праздник, Ольга Моисеевна отчасти сама еще застала, а что-то услышала от старших, в том числе от своей прабабушки Дахо Балаовой-Гадзаовой.
Если раньше организаторские функции по проведению брали на себя отдельные семьи, то теперь – целые фамилии, в основном одна, реже две. Собирая краеведческий материал по истории Галиата и святилища Фарон, удалось уточнить фамилии, которые на протяжении последних двух десятков лет отвечали за проведение праздника: Гасиновы (2004), Салказановы (2005), Дзилиховы (2006), Калаевы (2007), Кодоевы (2008), Гадзаовы и Годизовы (2009), Загаловы (2010), Гуссаовы (2011), Езеевы (2012), Калаевы (2013), Галабуевы (2014), Гапбаевы (2015), Толасовы (2016), Гасиновы (2017), Езеевы (2018), Гадзаовы и Годизовы (2019), Салказановы (2020, 2021), Гамахаровы (2022), Галабуевы (2023).
Этим летом организаторами праздника стали Гагкоевы и Дзилиховы, имеющие общее происхождение с Гостиевыми и Апбиевыми. Представители последних двух фамилий более двух веков назад все переселились на равнину, поэтому практически полностью утратили связь со своим родовым селом.
"Для нашей фамилии было большой честью в очередной раз провести праздник Фарон. 18 лет назад подготовкой занимались только мы, галиатские Дзилиховы, а в нынешнем году – уже вместе с Гагкоевыми, что особенно радует, так укрепляются братские узы между нашими фамилиями – æрвадæлтæ (имеющие общее происхождение). Постарались провести праздник на хорошем уровне и по сложившейся традиции право его подготовки в следующем году передали другой фамилии – Гасиновым, за что им особое уважение. Думаем, все собравшиеся остались довольны", – рассказал Олег Дзилихов.
Ежегодно на праздник в святилище Фарон приезжают сотни людей – выходцы из селения Галиат, имеющие галиатские корни, и приглашенные почетные гости.
"Я, как и мои сестры и брат, родилась в Галиате. Все, что связано с этими местами, нам очень близко и дорого, поэтому всегда с большой радостью приезжаем в родное ущелье. В этом году приехала со старшей дочерью, чтобы она тоже увидела места, откуда наши корни, насладилась величием природы. В Галиате особенная атмосфера, ощущение, будто прикасаешься к тайнам наших далеких предков, необыкновенная положительная энергетика. Лично для меня один раз побывать здесь именно в этот праздничный день достаточно, чтобы зарядиться на целый год. Хочу пожелать, чтобы все хорошее, о чем просили люди в своих молитвах и мыслях, сбылось", – поделилась Алета Гасинова.
... Время берет свое. Некогда одно из крупнейших и древнейших горных сел Осетии Галиат, где проживали десятки фамилий, в том числе род моей бабушки со стороны матери – Балаовы, в начале XXI века полностью опустело. Однако в последние годы люди потянулись к своим корням, некоторые даже переехали обратно жить в родные горы. Святилище Фарон огородили, построили навесы, хозяйственное помещение. Сам праздник стали отмечать более масштабно, торжественно, с музыкой, песнями, танцами. И женщины тоже принимают участие в нем. Организаторские функции берут на себя не отдельные семьи, как было раньше, а целые фамилии. Но не все они могут позволить себе это, так как только на собранные деньги (мысайнæгтæ) невозможно уже провести праздник. Поэтому, думаю, лучше будет, если организаторами станут не одна или две фамилии, а еще большее количество. И необязательно родственные. Не могу не сказать и о том, что считаю неправильным присутствие алкогольных напитков на праздничном столе, что раньше строжайше было запрещено и тем более нельзя было заносить их в само святилище.
Национальный праздник Фарон в селе Галиат способствует сохранению духовных ценностей, укреплению родственных связей и сплоченности народа, является частью истории, культуры, традиций, которые мы должны знать, хранить и передать в лучшем виде следующим поколениям, как это делали наши предки на протяжении многих веков. Мира, благополучия и процветания жителям многонациональной и многоконфессиональной Осетии – Алании!