Как отметил художественный руководитель легендарного коллектива, народный артист РФ Зелимхан Козаев, именно народное искусство для Аслана явилось источником глубокого своеобразия его творчества. Неповторимое звучание народных мелодий, очень бережная их обработка, собирание и сохранение старинного музыкального наследия – характерная особенность творчества Аслана. Создавая сопровождение к танцевальным постановкам, музыкант стремится подчеркнуть их красоту, национальные черты.
В прошлом году Указом Президента России за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность Аслану Шавтвалову присвоено почетное звание "Заслуженный артист России". Музыкант поделился с корреспондентом газеты "Северная Осетия" о своем творческом пути, о национальном инструменте, которым он виртуозно владеет.
– Расскажите, как вы пришли в музыку?
– В 6 лет у меня появилось желание не какую-то игрушку получить, а чтобы родители купили мне национальный инструмент. Любой ребенок в этом возрасте хочет велосипед, а я – гармошку! С того момента и не расстаюсь с ней. Сначала была музыкальная школа, затем училище искусств, впоследствии закончил Ростовскую консерваторию имени Рахманинова с красным дипломом.
– Кого вы считаете своими учителями в музыке?
– Первый мой педагог – Зина Кадзова, которая основательно готовила меня к поступлению в училище искусств, вторая – Эмма Хугаева. В училище Тамара Цурова привила мне видение осетинской музыки, а также учила мастерству аккомпанирования хореографическим коллективам. Безусловно, наши мэтры, которыми мы всегда восхищаемся: Булат Газданов, Сима Ревазова, Ирина Мистулова. Глядя на них, подмечал все детали, как должен выглядеть артист – его глаза, мимика, движение пальцев…
– Помимо сольного исполнения вы также работаете в оркестре госансамбля "Алан". Какой танец по музыкальному оформлению вам наиболее близок?
– Иногда меня сравнивают с Джимми Хендриксом, играющим на осетинской гармони. Поэтому мне больше по душе подвижное исполнение. Скорее всего, это "Горский танец", постановка "Орлиное племя". Мне по душе темпераментное, живое, эксцентричное. А лирическую музыку я особо не люблю, но исполнять, конечно, приходится.
– Вы побывали во многих странах мира с ансамблем и не только. Какую музыку больше предпочитает зарубежная публика?
– Я заметил, что многие из всех кавказских мелодий предпочитают осетинскую музыку. Она более доступна, имеет "четкий квадрат", особенно лирическая, лучше воспринимается слушателями. Симд – это национальное достояние осетинского народа. Об этом говорили и Кайсын Кулиев, и Игорь Моисеев. У Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева симд был в репертуаре, но они его сняли с программы со словами: "Чтобы танцевать танец "Симд", нужно родиться осетином". "Моисеевцы" исполняли все танцы мира, а обыкновенный лирический осетинский танец не смогли, видимо, действительно, для этого нужно иметь душу осетина.
– Какие качества вы цените в себе, а от каких хотели бы избавиться?
– В себе я ценю верность, умение дружить. Надеюсь, мои друзья это подтвердят. Избавиться бы хотелось от лени. Я очень ленив. Наверное, если бы в этом направлении больше работал над собой, то были бы и другие достижения.
– Вы из среднего и младшего поколения осетинских гармонистов единственный, получивший звание заслуженного артиста РФ. А что для вас значит это федеральная награда?
– Для меня это важное признание. Оно меня вдохновляет еще больше работать, оттачивать мастерство, передавать всю красоту национальной мелодии. Наверное, я все же стал требовательнее к себе.