Сегодня состоялась пресс-конференция министра образования и науки РСО–А Эллы АЛИБЕКОВОЙ.
Министр рассказала, что на протяжении последних нескольких лет проводилась большая работа по повышению качества образования в школах республики, что дало свои результаты. Несмотря на строгий контроль за прозрачностью процедуры сдачи ЕГЭ и объективностью проверки работ, в республике значительно снизилось число не преодолевших порог ЕГЭ: например, по истории – в 3 раза. Значительно улучшились результаты по физике и математике: средняя оценка выросла почти на 10 баллов. Самый высокий процент не преодолевших порог – по обществознанию.
"Хочется обратить внимание выпускников следующих лет на физику, информатику и профильную математику. Сегодня мало куда можно поступить без ЕГЭ по профильной математике, этот экзамен дает возможность поступить на бюджетные места по техническим направлениям. Ситуация с поступлением на технические направления, надо признать, значительно улучшилась. Республика сделала для этого много: так, в рамках поручений Главы РСО–А Сергея Меняйло были открыты и центры по подготовке к ЕГЭ, чтобы школьники могли достойно подготовиться", – отметила Элла Алибекова.
Министр оценила, насколько оправданной оказалась практика с возможностью пересдать ЕГЭ по одному предмету. Она отметила, что благодаря этой возможности была очень спокойная обстановка в пунктах проведения экзамена. Около 76% учащихся, пришедших на пересдачу, улучшили свои результаты, и это при том, что был очень строгий контроль. Самые высокие результаты ЕГЭ в СОШ № 47, № 5, в Республиканском физико-математическом лицее; больше всего стобалльников в 44 школе. Хорошие результаты и в СОШ № 108 Моздокского района.
С каждым годом увеличивается количество бюджетных мест в средних специальных учебных заведениях. На федеральном уровне рассматривается вопрос о полном переходе средних учебных заведений на бюджетные места.
Количество бюджетных мест определяется тем, смогут ли все выпускники в дальнейшем трудоустроиться. При формировании контрольных цифр приема на "бюджет" учитывается мнение работодателей, прогноз по трудоустройству. Вообще, сейчас идет стремительное увеличение контрольных цифр приема на уровне СПО: в РСО–А выделено в этом году почти 3300 мест за счет республиканского бюджета. Было открыто и 21 новое направление, тогда как в 2021 г. – всего 1. Есть общероссийская тенденция развития системы СПО: примерно 65% ребят ежегодно выбирают этот уровень образования. В этом году запланировано почти 600 бюджетных мест по направлению "туризм", 295 – по педагогическим специальностям. Три года назад было всего лишь 80.
Относительно целевых направлений в вузы министр заметила, что изменились акценты: снизилось количество целевых мест на юридические специальности. Приоритетны педагогическое направление, здравоохранение и строительная отрасль.
Один из самых важных вопросов – обеспечение образовательных учреждений кадрами. Было принято в систему образования 186 педагогов. По данным Минобра, 10 из них не планируют продолжить работу в следующем учебном году, ведется работа с каждым из них, чтобы выяснить причины такого решения, 88 студентов готовы прийти в образовательные организации.
"На сегодня острая нехватка учителей математики, физики, английского языка и русского языка", – отметила министр. Чтобы решить проблему с нехваткой преподавателей, привлекаются и студенты старших курсов. Это решение главы республики. Каждый студент, который в этом году придет после 3 курса работать в школу, будет получать тоже фиксированную доплату в размере 7 000 рублей. Были организованы курсы профессиональной переподготовки по математике, которые прошли 15 студентов и 15 учителей начальных классов. Таким образом, 30 вакансий будет закрыто. Они будут преподавать в 5-х классах, это даст возможность перераспределить нагрузку, чтобы действующие учителя математики могли преподавать в старших классах.
На пресс-конференции затронули вопрос о сборах средств в школах. Министр пояснила, что Рособрнадзор проводит разбирательство по каждому случаю. Конечно, если родители сами приняли решение о сборе средств на какие-то потребности, – это их решение, но никто не может заставлять родителей сдавать деньги. С другой стороны, многие родители школьников приходят на субботники, помогают привести в порядок классы: побелить, покрасить.
Относительно модернизации школ было отмечено, что проводится большая работа: выполнен ремонт и реконструкция во многих школах и детских садах; в ближайшее время предстоит капитальный ремонт 17 школ, по 48-ми направлены заявки. Отремонтированные школы 5 лет будут находиться на гарантийном обслуживании у подрядной организации. Министр отметила, что благодаря поддержке руководителя региона Сергея Меняйло в ближайшие 3 года этот вопрос полностью будет решен.
Как уточнила Элла Алибекова, вопрос о поддержке талантливых детей в этом году – задача приоритетная. Был открыт центр одаренных детей "Вершина", и он стал центром притяжения одаренных детей. Было подписано Соглашение об открытии в каждом районе 5 ассоциативных школ федерального центра "Сириус". Глава республики поставил задачу – создать для детей разных населенных пунктов равные права на качественное образование, поэтому любой запускающийся проект в системе образования охватывает каждый район. Базовые опорные школы центра образования "Вершина" будут открыты в каждом районе. Запускаются курсы повышения квалификации для учителей, которые должны работать в этих центрах. Будет организовано методическое сопровождение, чтобы помочь организовать эффективную подготовку учеников к олимпиадам. Уже сейчас есть в этом направлении успехи: значительно выросло число детей, принимающих участие в олимпиадах, в этом году 11 ребят смогли пройти на заключительный этап олимпиады. В течение двух ближайших лет данная система будет выстроена. Кроме того, открылось и открывается большое количество предпрофильных и профильных классов, классов с углубленным изучением предметов. "Мы уходим от понятия "элитные школы" и создаем достойные условия обучения в обычных школах", – подчеркнула министр.
В образовательных организациях республики обучаются почти 7000 детей с ОВЗ. Есть коррекционные школы разной направленности. В прошлом году открыли детский сад "Умка", который оказался очень востребованным; появились ресурсные классы, в которых в основном обучаются дети с аутизмом. Встала серьезная проблема с обеспеченностью кадрами: необходимы тьюторы, дефектологи, логопеды, тифлопедагоги. По решению Сергея Меняйло установлена фиксированная заработная плата каждому педагогическому работнику, который работает в ресурсных классах, в размере 15 000 руб. Организованы курсы по коррекционной педагогике, СОГУ начинает готовить логопедов.
"То есть создается инфраструктура, рабочие места, идет активно подготовка кадров, решается задача повышения заработной платы педагогических работников", – заключила министр.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.