Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Пионер-ас Артем Кациян

[B]Для определения личности Артема КАЦИЯНА, скорее всего, подходит слово "пионер". Он был одним из первопроходцев, пионеров авиации — одним из первых не только российских, но и германских пилотов, первым в истории российским асом, установившим мировой рекорд в авиации по дальности и высоте полета.[/B]

Артем (другие варианты имени – Артур, Артемий) Андроникович (Андраникович, Андреевич) Кациян (Кациан) родился в 1886 году во Владикавказе в простой армянской семье. Отец его был приказчиком в магазине. Несмотря на скромный достаток семьи, Артем получил прекрасное образование. Учился во владикавказской мужской гимназии, где подружился с будущим великим режиссером Евгением Вахтанговым. Дружба и взаимопонимание между молодыми людьми привели к тому, что вместе они стали работать над любительскими спектаклями, которые ставил во Владикавказе Вахтангов. На удивление всем даже дали на армянском языке популярную оперетту Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан" и сами в ней играли. Артем Кациян еще и оформлял любительские спектакли своего друга как художник.

По окончании гимназии в 1905 году Артем Кациян продолжил свое художественное образование в Тифлисе, где обучался живописи. Одаренного студента направили в Мюнхенскую академию художеств, где он, успешно сдав вступительные экзамены, глубже погрузился в мир живописи и ваяния. Параллельно изучал европейские языки (ах, какую недобрую службу сослужит ему это обстоятельство на закате жизни) и с 1908 года, когда в Мюнхене открыли аэроклуб, стал его активным членом.

Год спустя, штурмуя небо на планерах и самолетах, Артем Кациян сдал все летные испытания на отлично. В том же году он установил мировой рекорд по дальности и высоте полёта, а в качестве приза получил аэроплан фирмы "Grade". На нем он совершал показательные полёты в Бельгии, Голландии, Дании и Германии.

После обучения в художественной академии и летном клубе Артем Кациян вернулся домой, во Владикавказ. Багажом по железной дороге он отправил в город на Тереке свой самолет. Во Владикавказе отважный летчик поднимался в небо на своем летательном аппарате и совершал показательные полёты на плацу кадетского корпуса. За зрелищными полетами Кацияна, не скрывая восторга, наблюдали не только владикавказцы, но и жители других городов и сел Кавказа. Билеты на них раскупались, как горячие пирожки. О том, как они проводились, можно судить по единственной сохранившейся в г. Георгиевске афише: "С дозволения начальства. Го. Георгиевск. Временный аэродром за городским садом. Воскресенье 4-го сентября состоится последний полет известного пилота-авиатора А. А. Кацияна на моноплане новейшей конструкции "Градэ", получившего первые призы в Германии за быстро разработанный взлет и первый приз Ланца 50000 марок…".

Полеты Артема Кацияна продолжались до 1913 года, то есть до тех самых пор, пока однажды во время посадки в Гяндже моноплан "Grade", подаренный отважному летчику в Германии, не был разбит. Пилот не пострадал, но средств купить новый моноплан у Кацияна не было. И он занялся живописью. Но душа неустанно рвалась в авиацию.

В 1913 году Артем Кациян уехал в Санкт-Петербург, где устроился работать на авиазавод Щетинина – сначала мастером, потом летчиком-испытателем. Когда началась Первая мировая война, ушел на фронт. На Северо-Западном фронте совершал разведывательные полеты, корректировал огонь артиллерии. За успешные боевые вылеты был награжден двумя Георгиевскими крестами III и IV степеней. В 1916 году во время разведывательного полёта получил ранение и после продолжительного лечения был признан негодным не только к полетам, но и к службе в армии вообще. Это стало для Кацияна, который, по его собственному признанию, чувствовал "себя в воздухе лучше, чем на земле" и считал, что будет "более полезным в авиации для своей родины", настоящим ударом.

Артем Кациян – вновь вернулся во Владикавказ. Стал заниматься живописью, скульптурой, фотографией, открыл в своем доме на Александровском проспекте "Фотографию Рембрант". В советское время работал в товариществе "Художник": оформлял выставки, конструировал макеты, составлял композиции и портреты вождей из зерен и цветов, расписывал стены городских кинотеатров… Писал картины – "Коста Хетагуров", "Терек", "Чабаны изучают советскую Конституцию", "Встреча Кирова", "Убийство революционера Ноя Буачидзе", "Расстрел 26 бакинских комиссаров". Эти полотна хранятся во владикавказском Художественном музее имени М. Туганова.

Кем он больше себя чувствовал – художником или авиатором, сказать сложно. Наверное, все-таки авиатором. Но и художником Артем Кациян был отменным. В 1922 году он на спор так мастерски нарисовал рубль, что его невозможно было отличить от настоящего. Это, правда, чуть не стоило художнику жизни. Кто-то из недоброжелателей донес на него, представив Кацияна как фальшивомонетчика. Артем Кациян был арестован и приговорен к высшей мере наказания, однако, вскоре был оправдан и освобожден.

В мае 1934 года в столице Северной Осетии был организован аэроклуб, и Артем Кациян стал одним из первых его членов. В клубе он преподавал теорию полетов, рассказывал об истории авиации и вообще всячески, как только мог, пропагандировал летное дело.

В марте 1943 года Артем Кациян второй раз в жизни был арестован – за то, что во время оккупации селения Бирагзанг немецко-фашистскими захватчиками был вынужден работать переводчиком в немецкой комендатуре (вот когда знание европейских языков сыграло с ним злую шутку). 23 мая 1943 года он скончался в тюремной больнице: не выдержало сердце. В 1998 году Артем Кациян был реабилитирован.

В память о нем – одном из первых не только российских, но и германских пилотов, первом в истории российском асе, установившем мировой рекорд в авиации по дальности и высоте полета, первом армянине, ставшем летчиком, – 1990 году в Армении вышла почтовая марка. А на территории Владикавказского аэроклуба на Архонском шоссе в 2013 году был установлен памятник-обелиск из красного и чёрного гранита с надписью "4 сентября 1911 года уроженец Владикавказа Артур Андронникович Кациан впервые взлетел на аэроплане "Грандэ" с плаца кадетского корпуса и открыл эру авиации Осетии".

Автор: Ольга РЕЗНИК

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 350

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика