Электоральные эксперты и политтехнологи на заседании Общественного штаба по наблюдению за выборами в единый день голосования (ЕДГ) в РСО–А обсудили доклад Фонда исследования проблем демократии, посвященный итогам этапа выдвижения кандидатов и партий.
Аналитический доклад содержит обширную информацию, которая традиционно востребована в ходе проведения масштабных электоральных кампаний в Российской Федерации. В нем отмечена активность политических партий в ЕДГ-2024: она достигла максимального уровня – участие в выдвижении кандидатов на выборах всех уровней приняли все 23 реально функционирующие политические партии.
Важный фактор архитектуры нынешней избирательной кампании – проведение в ряде регионов одновременно выборов разных уровней. Не исключение – и Северная Осетия. В единый день голосования в республике пройдут восемь избирательных кампаний, в которых примут участие около 300 тысяч избирателей. Предстоит сформировать собрания представителей Владикавказа и Беслана. Глав сел выберут в селениях Ногир, Киевское, Калининское и Средний Урух. В Кизляре и Чермене пройдут дополнительные выборы депутатов сельских поселений.
При этом, как отмечают члены регионального штаба – юристы, политологи, эксперты, региональная кампания, так же как и общефедеральная, обещает быть высококонкурентной, охватывающей деятельность многих политических сил.
К участию в выборах в Северной Осетии заявились шесть политических партий: "Единая Россия", "Родина", "Справедливая Россия – Патриоты – За Правду", "ЛДПР", "КПРФ" и "Новые люди". Во Владикавказе решением Собрания представителей изменена система выборов – они будут проходить только по партийным спискам. За 32 депутатских мандата поборются 210 представителей партий. "Конкурс на место" – 7 человек.
"В нашей республике муниципальные выборы всегда носят более оживленный и заинтересованный характер. Так было, по крайней мере, всегда. Однако переход к пропорциональной избирательной системе, на мой взгляд, приведет к постепенной утрате интереса к данным выборам. Местное самоуправление – это своего рода элемент непосредственной демократии, и очень важно для избирателя знать своего депутата в лицо, что абсолютно несложно в условиях малых городов. Пропорциональная же система выборов лишает такой "радости" избирателей и в конечном счете может привести к их полному равнодушию. Это – со временем. А пока все – на "низком старте". Шесть партий получили заветную регистрацию и готовы отстаивать интересы своих избирателей. Для организаторов выборов наступила горячая пора, хотя прижившаяся в нашей стране практика многодневного голосования несколько будет снижать накал страстей. Интрига нынешних выборов, на мой взгляд – объединение должности главы городской администрации и муниципального образования. От такого объединения мы ждем эффективной работы органов местного самоуправления", – поделилась своим мнением доктор политических наук, заведующая кафедрой философии и политологии СОГУ Лариса Дзахова.
Не менее конкурентными обещают быть выборы в Собрание представителей Беслана. Там на каждый из 20 мандатов претендуют 6 человек. Всего на выборах замещаются 58 мандатов, из них 52 – депутатов собрания представителей Владикавказа и Беслана, а также 6 – депутатов сельских поселений.
"Подтверждаются тенденции, проявившиеся в электоральные циклы последних лет. Ключевой вывод доклада состоит в том, что рост активности кандидатов очевиден, предстоящие выборы будут конкурентными. При этом абсолютное большинство партий настроено на цивилизованную борьбу, разделяя общие государственные, патриотические ценности. Так, например, в Северной Осетии все зарегистрированные на муниципальных выборах политические партии единодушно высказались за проведение честных выборов. При этом, несмотря на расхождения на предвыборных платформах, все партии имеют общую патриотическую основу и строят свои программы и дальнейшую деятельность в едином поле, демонстрируя консенсус по ключевым вопросам обеспечения национальных интересов", – отметила председатель Общественной палаты РСО–А, руководитель регионального общественного штаба Нина Чиплакова.
Участвуя в выборах, значительная часть политических партий демонстрирует подготовку к парламентским выборам 2026 года, расширяя географию присутствия и предлагая избирателям обновленные программы действий. Чрезвычайно актуальная государственная повестка, как и прежде, дает партиям широкие возможности для формирования своих политических предложений. Но в основе этих предложений, отмечают эксперты Общественного штаба Северной Осетии – баланс между общей федеральной повесткой и локальными проблемами региона, муниципалитета.
"Основная борьба, на мой взгляд, развернется между единороссами, коммунистами и справедливороссами. Эти партии традиционно вызывают наибольший интерес среди избирателей. Кроме того, у этих партий больше опыта участия в предвыборных кампаниях. В то же время "Родина" и ЛДПР также способны преодолеть барьер и получить места в Заксобрании Владикавказа. Полагаю, 4–5 партий в муниципальном законодательном органе вполне достаточно для здоровой конкуренции. Поэтому в смысле представленности разных политических сил на данном этапе предвыборная кампания развивается нормально. Ну а конкретное наполнение политической борьбы зависит во многом от партийных списков, предлагаемых партиями программ решения вопросов муниципального значения", – считает политолог Артур Бязров.
Местные выборы в значительной мере активизируют население на решение политических и социальных задач. По мнению члена Общественной палаты РСО–А, профессора теории и истории государства и права Сергея Чеджемова, эти выборы сыграют роль своеобразного "полигона" политической активности и определят вектор отношения населения к органам публичной власти.
"Местное самоуправление в определенном смысле ограничено в контрольно-властных полномочиях и, по сути дела, держится на силе авторитета лица, занимающего в этой системе определенную должность. В этой связи имеет большое значение, что в соответствии с республиканским законодательством глава местного самоуправления Владикавказа будет избираться из числа депутатов и в дальнейшем осуществлять общее руководство исполнительной и законодательной властью в столице республики", – отметил он.
Как подчеркнул член Общественной палаты Северной Осетии, профессор СОГУ, директор Института истории и археологии РСО–А Руслан Бзаров, доклад о политической конкуренции на выборах убедительно и ярко показывает один из важнейших профилей политико-правовой системы современной Российской Федерации.
"Политическая конкурентность – в числе базовых принципов демократии. Именно этот принцип служил показательным измерителем демократизации политического устройства нашей страны на всех этапах ее постсоветской истории. В последнее десятилетие рост политической конкурентности на выборах всех уровней происходит постоянно. Можно говорить не только о стабильном росте конкурентности на выборах, но и о представленности в выборных органах и на выборных должностях практически всех слоев российского населения", – пояснил он.
Высокая конкурентность на выборах – не случайность, считают эксперты Общественного штаба Северной Осетии. Этому поспособствовали конкретные шаги со стороны государства. В частности, законодательные меры, которые исключают возможность формирования однопартийных законодательных органов, в том числе и на муниципальном уровне, снижают роль и влияние денежного фактора и предусматривают равный доступ к средствам массовой информации.
По мнению члена Общественной палаты РФ, члена Общественного штаба по наблюдению за выборами в РСО–А, председателя республиканского межнационального общественного движения "Наша Осетия" Вячеслава Лагкуева, высокая конкурентность выборов поможет избирателю определиться и сделать свой выбор.
Важно продолжать работу по общественному наблюдению за всеми этапами избирательного процесса, реализовывать правовое просвещение наших граждан. Эта работа приобретает особую актуальность в условиях непрекращающегося давления на избирательную кампанию, попыток нарушить межконфессиональное и межнациональное единство в Российской Федерации.
Как было отмечено на заседании Общественного штаба по наблюдению за выборами, в текущей электоральной кампании весьма заметна деловая активность общественных сил. Общественной палатой РСО–А заключены соглашения с 20 НКО о взаимодействии в ходе общественного наблюдения в единый день голосования. Такой формат работы дает общественным объединениям, выражающим интересы разных категорий населения, максимальный доступ к механизмам общественного контроля и наблюдения за выборами.
С 25 июля в столице и районах республики проводятся обучающие семинары для общественных наблюдателей: эксперты-преподаватели Общественной палаты РСО–А знакомят их с новациями в законодательстве, проводят разбор спорных ситуаций, которые могут повлиять на итоги голосования, предлагают варианты реагирования на них. К единому дню голосования в Северной Осетии будут подготовлены 350 общественных наблюдателей. Помимо подготовки независимого наблюдательского корпуса проводится информационная, просветительская, экспертная работа.