Учеба полутора сотен гостей республики из всех субъектов Северного Кавказа началась с лекции доцента факультета государственного управления МГУ Максима Буданова. В ней ученый из Москвы подробно и увлекательно остановился на понятии экстремизма, его истоках и факторах, характере и формах проявления.
Экстремизм, или радикализм – это исповедание каких-либо убеждений в самой крайней, радикальной форме и готовность отстаивать их любыми, даже запрещенными, методами вплоть до уничтожения людей иной национальности или придерживающихся иных взглядов.
Понятие экстремизма, его содержание и признаки закреплены в российском законодательстве и международных правовых актах, признаваемых нашей страной. Главным из них является Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности. Сам же порядок противодействия закреплен в государственной стратегии до 2025 г.
Сегодня это уродливое явление чаще всего возникает на почве национальной и религиозной нетерпимости к представителям других народов и верований, а также на чувстве своего превосходства над ними и унижении достоинства чуждых радикалам людей.
По мнению ученого, экстремистские взгляды и убеждения на религиозной почве во многом формируют сами вероучения неправильным пониманием или сознательным искажением религиозных текстов. Внутри религий возникают радикальные течения, по-своему толкующие священные писания.
Что касается экстремизма на национальной почве, то в его основе лежат либо застарелые межнациональные противоречия, либо предубеждения и чувство собственного превосходства.
Самые крайние проявления национализма и шовинизма в прошлом веке продемонстрировала фашистская Германия, в нынешнем – еще недавно братская нам, но теперь фашиствующая Украина.
Впрочем, и религиозный, и националистический экстремизм не возникает в народах сам по себе. Его сознательно формируют лидеры и правящие элиты нации, а то и иностранных государств. Так происходило в Германии в 1930-х, это происходило и происходит на Украине начиная с XIX века и по сей день.
Россия также всегда была и остается объектом идеологических диверсий со стороны западных государств. Они не оставляют попыток развернуть национальное и культурное многообразие нашей страны против нее. Стравить ее народы и добиться кровавой междоусобицы, как им удалось сделать это на Украине.
Противоядием от этой политики Запада являются тысячелетние традиции взаимного уважения и равенства всех народов, составляющих нашу многонациональную и поликультурную страну. Именно поэтому россияне осознают себя не только русскими, татарами, калмыками, евреями.., но и христианами, мусульманами, буддистами, иудеями...
Самосознание каждого из нас похоже на репчатый лук или матрешку, где слои или куколки плотно лежат или спрятаны друг в друге. И каждый слой и каждая матрешка – это новая грань нашей личности. А все вместе они формируют у нас качественно новое самоощущение – чувство общероссийской гражданственности.
Сегодня главная задача нашего общества – не растерять эти качества самим и передать их нашим детям. Над ними нависла серьезная угроза в виде, казалось бы, невинного содержания мультфильмов, фильмов и игр из Интернета. Однако в действительности они уводят детей от реальности и истинных ценностей в мир голливудских иллюзий и ложных и разрушительных для человека жизненных целей.
Что касается аудитории постарше, то здесь идет уже откровенная обработка сознания россиян, направленная на дискредитацию страны и толкающая их на путь ее прямого предательства.
Наш регион является самым густонаселенным и разнообразным как по национальному, так и по религиозному признаку. К тому же за плечами у населяющих его народов и представителей разных религий – сложная и противоречивая история.
Все это объясняет повышенный интерес западных спецслужб к Северному Кавказу, не раз делавших его полем межнациональной розни. Вот почему именно здесь так важно вести активную и профессиональную работу по противодействию экстремизму во всех его проявлениях.
На это и направлен нынешний семинар, который продлится еще и сегодня. Вся его работа до предела насыщена лекциями, мастер-классами и практическими занятиями, идущими весь рабочий день.