Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

НЕБО НАД ОКЕАНОМ

[B]В праздничной публикации, посвященной Дню ВВС России ("СО" от 10 августа с.г.), среди многих фамилий военных летчиков – наших земляков упоминается и имя В.В. Васенкова, летчика-испытателя с богатейшей летной биографией.[/B]

Виктор Владимирович Васенков родился 24 марта 1947 года в Моздоке. В 1969 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС. В 1974 году окончил Центр подготовки летчиков-испытателей. С 1974 по 1991 год служил в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС (ныне Государственный летно-испытательный центр имени В. П. Чкалова) в городе Ахтубинске. Параллельно со службой учился и в 1978 году окончил Московский авиационный институт. В 1991-1998 годах полковник запаса В. В. Васенков работал на авиационном заводе им. В. М. Мясищева, из них 3 года – в должности старшего летчика-испытателя.

За годы летной работы освоил более 80 летательных аппаратов и их модификаций. Общий налет – свыше 3100 часов, из них 1000 в испытательных полетах. Установил 8 мировых авиационных рекордов высоты, грузоподъемности и скорости.

Герой России (1998 г.), заслуженный летчик-испытатель СССР (1987 г.), мастер спорта международного класса (1995 г.) награжден тремя орденами, многими медалями, в т.ч. – "Во Славу Осетии".

Живет в городе Жуковский Московской области.

Витя Васенков, как он сам вспоминает, "заболел" небом в третьем классе. Его путь в авиацию, как у многих летчиков, начался с авиамодельного кружка и аэроклуба. Кроме планерного и парашютного спорта, Виктор серьезно занимался легкой атлетикой, туризмом, лыжным и конькобежным спортом. Кому, как не будущему летчику-испытателю, нужна хорошая физическая подготовка?

Потом – авиационное училище. Уже здесь Виктор Васенков понял, что главный шаг в его жизни сделан правильно. А через 4 года службы в авиаполку он стал летчиком 1-го класса. Это удавалось далеко не всем, даже в те годы, когда строевые летчики летали много. Виктору прочили блестящую командирскую карьеру. Но у старшего лейтенанта Васенкова была другая цель.

В 1973 году в Ахтубинске открылся Центр подготовки военных летчиков-испытателей, и В. Васенков стал одним из первых его слушателей, а по окончании получил направление в Службу летных испытаний истребительной авиации 1-го управления ГК НИИ ВВС. Летал на Су-24М, Як-38У, Як-38М, Су-25. Многие его полеты были связаны с крайне сложными заданиями. Во время одного из таких полетов на МиГ-23 в 1977 г. возник пожар, и когда все попытки справиться с ним не увенчались успехом – машину пришлось покинуть и катапультироваться. А в 1979 г. В. Васенков выполнил дозаправку Су-24 в полете.

В апреле–июне 1980 г. В.В. Васенков в должности командира авиагруппы "Ромб", куда входили летчики ОКБ им. П.О. Сухого, ОКБ А.С. Яковлева, ГК НИИ ВВС и пилоты авиации ВМФ, находился в Афганистане. Здесь в боевых условиях проводились испытания штурмовика Су-25 и самолета с вертикальным взлетом Як-38. Командир В. Васенков совершил 33 боевых вылета (большинство при огневом воздействии с земли), за что был удостоен ордена Красного Знамени.

По возвращении из Афганистана Виктор Владимирович получил назначение в 3-е управление, которое располагалось в Феодосии и занималось испытаниями самолетов морской авиации. 12 августа 1981 г. экипаж Васенкова установил мировой авиационный рекорд высоты, подняв противолодочный самолет Бе-12 на 9970 метров. Однако наиболее интересной стала для Виктора Владимировича работа в корабельной авиации. Восьмидесятые годы прошлого века были для нашего Военно-морского флота лучшими в его истории. Наряду с большим числом подводных лодок стратегического назначения флот располагал и такими кораблями, как ракетные крейсеры, тяжелые атомные ракетные крейсеры и четыре тяжелых авианесущих крейсера типа "Киев" с 16 самолетами вертикального взлета Як-38 и вертолетами Ка-27 и Ка-25. Испытаниями этой техники и занимался В.В. Васенков на новом месте службы. Самым памятным для него стал дальний поход в составе авиагруппы из Североморска во Владивосток на борту крейсера "Новороссийск". За четыре с половиной месяца корабли прошли более 20 тысяч миль с заходом в порты трех океанов. Вместе со строевыми летчиками, осваивавшими новую технику, летчик-испытатель Васенков выполнял свою программу летных испытаний Як-38 – первой и единственной оте-чественной серийной машины с вертикальным взлетом и посадкой. 600 полетов продолжительностью более 300 часов были выполнены за время дальнего перехода, многие из них В.В. Васенковым. В походе он праздновал свою двухсотую посадку на палубу, а всего на счету у Васенкова их около 300. Такой багаж профессионального опыта в нашей авиации тогда был лишь у немногих летчиков. Интересно, что командиром "Новороссийска" был тоже моздокчанин, капитан 1 ранга В. Гокинаев.

Интересной была работа и в учебно-тренировочном комплексе в Крыму, где на наземном тренажере отрабатывалась методика взлета и посадки на палубу строившегося авианосца "Леонид Брежнев" (ныне "Адмирал Кузнецов") самолетов Су-25 и Су-27.

В 1991г., после увольнения из армии, В.В. Васенков, по ходатайству руководства завода В.М. Мясищева перед Главкомом ВВС, переходит на новую работу – испытания созданного в фирме уникального высотного разведчика М-55, который по конверсии стал разведчиком верхних слоев атмосферы. Именно на этой машине 21 сентября 1993 г. он установил 7 мировых рекордов в одном полете.

31 марта 1995 года он первым поднял в небо многоцелевой гражданский самолет "Гжель", а затем провел его испытания. В течение нескольких лет В.В. Васенков демонстрировал М-55 и "Гжель" на семи крупнейших авиасалонах мира. Кроме рекордных и испытательных полетов, Виктор Владимирович принимал участие в международной программе "Авиационный полярный эксперимент". В рамках этой программы он выполнил 7 полетов для изучения стратосферы.

В небесной биографии Виктора Владимировича Васенкова было не менее 15 аварийных ситуаций, требовавших покинуть машину. Но лишь дважды за 24 года летно-испытательной работы он приводил в действие катапульту – оба раза на предельно малой высоте, когда до столкновения с землей оставались секунды. Во всех других случаях мастерство, самообладание и мужество помогали ему посадить самолет, установить и устранить причину отказа.

Наверное, в тот день, когда "Золотая Звезда" Героя Российской Федерации достойно увенчала многолетний труд нашего земляка, в его памяти предстали самые яркие события летной биографии и небо над тремя океанами, оставшимися за кормой крейсера "Новороссийск".

Автор: Петр ГЕРИЕВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 163

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика