Горная Дигория, как и другие ущелья Осетии, когда-то была густонаселенным районом. В таких селах, как Ахсаргин, Гулар, Науаггау, Ханаз, Хонсар, уже несколько десятилетий нет постоянных жителей. И этот материал посвящен одному из таких покинутых сел – Фасналу.
По преданиям, название село "Фæснæл" ("Фаснал") берет от места нахождения, близко к святилищу. "Фæс" – "за", "нæл" – название святилища. Т.е. Фаснал – За налом (за святилищем). Нынешний же Фаснал, расположенный на слиянии рек Сонгутидон и Сардион перед въездом в Уаллагком, был построен в конце XIX века бельгийскими горнодобытчиками, развалины фабрики которых до сих пор сохранились, местными жителями назывался "Къантор" (т.е. контора). После окончательного опустения Верхнего Фаснала, название села окончательно закрепилось за "бельгийским селом".
Одно из первых упоминаний Фаснала относится к 1781 году, когда капитан Леонтий Штедер среди 47 поселений (7 – на плоскости, 40 – в горах) указал аул Фискау. Спустя почти четыре десятилетия, в 1819 году, в Верхнем Фаснале в 23 дворах проживали 163 человека, которые за исключением 23 (3 дома) за плату были крещены грузинским священником Николаем Самаргановым, о чем писал впоследствии и священник Алексей Гатуев. Среди крещеных фамилий, которые были записаны грузинским письмом с окончанием "швили", в списках числились Баичашвили, Баликъошвили, Басишвили, Годжошвили, Гачашвили, Джугашвили, Зангиашвили, Катавашвили, Колишвили, Макашвили, Марзахъулишвили, Огнишвили, Охъачишвили, Самизашвили, Сихъошвили, Тамашвили, Таозашвили, Тебечашвили, Тепсихъошвили, Хъаитмазашвили, Хъубадишвили. Читатель поймет, что Баичашвили это Байцаевы, Катавашвили – Катаевы, Марзахъулишвили – Марзакуловы, Охъачишвили – Оказовы, Таозашвили – Тавасиевы, Зангиашвили же современные Марзоевы. Помимо перечисленных фамилий, еще раньше в Фаснале проживали Налоевы (переселились в Кабарду) и Тухаевы (переселились в станицу Ново-Осетинскую). До сих пор сохранились развалины башни Тухаевых – Тухайати мæсуг.
Несмотря на постоянный отток населения на плоскость в XIX веке, спустя 80 лет, по данным за 1899 год, количество домов в Фаснале увеличилось до 27, а жителей до 250 (мужчин 117, женщин 133), но численность фамилий изменилась. О том, какими тогда большими были семьи, можно прочитать у профессора Б.А. Калоева в книге "Осетины", где написано следующее: "В селе Фаснал была семейная община Тавасиевых, состоявшая из 85 человек, куда входили родители и их восемь женатых сыновей с детьми". Однако время берет свое, и сейчас во всей Горной Дигории, начиная от Галиата и кончая Кусу, не найдется ни одного села с 85 постоянными жителями, без учета "дачников". К началу XXI века, как и некоторые другие села, Верхний Фаснал тоже опустел полностью – основная часть переселилась на плоскость, и только некоторые – в другие горные села.
Несмотря на это, фаснальцы не забывают свои корни, собираются раз в год, чтобы отметить свой общесельский праздник Нал Изад (Нæл Изæд), который в этом году выпал на 10 августа. На праздник, проведение которого по традиции берут на себя фамилии, имеющие здешние корни, приезжают сотни людей из разных уголков Осетии и из-за ее пределов. По приглашению Астана Тавасиева – одного из знатоков традиций и устных преданий здешних мест, чему часто становился свидетелем, автор этих строк тоже посетил праздник. Не буду останавливаться на том, как он прошел, за его проведение в нынешнем году по инициативе Афако Тавасиева отвечали Тавасиевы (в прошлом Годзоевы, до этого Марзакуловы, на следующий же год Оказовы). На празднике особо понравилось то, что и старшие, и младшие общались между собой очень дружно, как близкие соседи или родственники. Скажу также, что считаю правильным отсутствие ансамбля, чья громкая музыка заглушает голоса старших, произносящих молитвенные тосты. Старшими за столом были Асланбек Оказов, Астан Тавасиев и Славик Хатагов.
Астан Тавасиев: "Для нашей фамилии, берущей свое начало от легендарного Астана, прародителя части тапандигорских фамилий, особая честь вот уже в четвертый раз стать организаторами праздника Нал Изад. Как и сотни лет назад, к святилищу приходят, чтобы просить семейного благополучия – потомства (мужского), здоровья, благополучия и т.д. В отличие от некоторых святилищ, приходить женщинам, являющимся хранительницами домашнего очага, сюда не запрещено".
Отрадно отметить, что представители фамилии Налоевых, которые уже более двух веков живут за пределами своей исторической родины, приезжают в Фаснал, чтобы вместе с родней отметить праздник. Это еще больше укрепляет не только братские узы фамилий, произошедших от Астана, но и способствует сближению между народами, укрепляя межнациональные отношения.
Юрий Налоев: "От старших слышал и знал, что наша фамилия относится к роду Астана и вышла из Горной Дигории. У меня дома есть родословное древо, в котором тринадцать поколений берут начало от Астана, в честь которого в нашей фамилии мальчиков называют Астанами. В советское время родственные отношения мы сохраняли с другими братскими фамилиями, но потом отчасти их утратили. Однако благодаря уроженцу здешних мест Тасолтану Катаеву, проживающему в данное время в Нальчике, узнал о святилище Нал Изад, который уже на протяжении нескольких лет регулярно посещаю".
Практически в каждом населенном пункте Осетии есть люди, прославившие свою малую родину за ее пределами. Для Фаснала это скульптор Сосланбек Тавасиев, чьим именем гордятся не только Тавасиевы и фаснальцы, но и вся Осетия. Приведу только один пример. На гербе Республики Башкортостан изображена конная скульптура национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Автором этой скульптуры является Тавасиев, в честь имени которого в Башкортостане даже учредили награду за заслуги в области культуры, гуманитарных наук и образования.
Не могу не сказать еще об одном факте, касающемся фамилии Тавасиевых: если провести своеобразную статистику среди осетинских фамилий, то наибольшее количество носителей имени Астан встречается у Тавасиевых – более 30 человек.