В целях развития транспортной инфраструктуры в марте 2022 г. было создано государственное бюджетное учреждение Республики Северная Осетия – Алания "Центр организации дорожного движения". О целях и задачах этой организации "СО" рассказал заместитель руководителя центра Алан Валерьевич МАЛКАРОВ.
– Совершенствование транспортной инфраструктуры – приоритетное направление в стратегии развития нашей республики. Его частью являются организация и обеспечение безопасности дорожного движения. Это сложная и важная задача, которую решает дорожная отрасль.
В связи с этим на наш центр возложены такие направления работы, как внедрение, формирование и ведение электронной очереди для транспортных средств, пересекающих госграницу, а также создание интеллектуальной транспортной системы для увеличения пропускной способности уличнодорожной сети.
Кроме того, мы разрабатываем и принимаем меры по снижению аварийности на дорогах, развиваем систему фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. В нашу задачу также входит внедрение и обеспечение бесперебойной работы автоматизированных систем управления светофорами и управление нештатными и чрезвычайным ситуациями на дорогах.
– Стоящие перед вами цели и задачи действительно масштабны и имеют огромное значение для людей. Расскажите, пожалуйста, подробнее о них.
– Начну с электронной очереди. Наша республика является крупным транзитным узлом. Ежедневно государственную границу нашей страны пересекают сотни грузовых машин.
До внедрения электронной очереди эти самые очереди из тысяч большегрузов скапливались на границе с Грузией и по всей республике. Кстати, ваша газета не раз писала о вызванных этой ситуацией гуманитарных проблемах и жителей республики, и транзитных водителей.
Для их решения и была создана электронная очередь проезда через границу. Разработка программного обеспечения и его последующее внедрение помогли решить целый комплекс проблем. И, кстати говоря, этот проект занял первое место на XI всероссийском конкурсе проектов региональной и муниципальной информатизации "ПРОФ-ИТ" осенью прошлого года.
– Какие еще новшества вами внедрены?
– В марте этого года у нас открылся Ситуационный центр организации дорожного движения и поэтапно внедряется "Интеллектуальная транспортная система" (ИТС). Она поможет контролировать транспортные потоки в масштабах всей республики и в режиме реального времени делать движение более безопасным.
Для этого на улицах городов и дорогах устанавливаются детекторы транспорта, видеокамеры, автоматические системы весогабаритного контроля, метеостанции. Они будут управлять светофорами, информационными табло и "тревожными кнопками". ИТС анализирует данные и позволяет регулировать транспортные потоки для предотвращения пробок.
В результате увеличится средняя скорость автомобильных потоков, уменьшится количество ДТП, снизятся вредные выбросы и износ дорожного покрытия.
– Благодаря чему все это станет возможным?
– Посредством установленного в нашем ситуационном центре современного российского программного обеспечения и видеостены, которая позволяет в круглосуточном режиме подробно отслеживать текущую дорожную ситуацию по всей республике. На нее выводится изображение видеопотоков и будет осуществляться управление работой общественного транспорта и разрешение сложных ситуаций с помощью "умных" светофоров. Также мы обеспечим оперативное информирование республиканских и муниципальных служб и населения с помощью табло переменной информации.
Все вместе это станет важным шагом на пути объединения всех городских и межмуниципальных оперативных служб, систематизации и унификации всех транспортных сервисов.
Отдельно хотелось бы остановиться на установленном программном обеспечении "Цифровой двойник города".
– Да, пожалуйста. Что это за программа?
– Это система управления объектами инфраструктуры республики, маршрутами республиканского транспорта. Во-первых, она дает информацию о местонахождении всех технических средств организации дорожного движения и об их жизненных циклах. Но главное, с ее помощью можно управлять ими в привязке к конкретной дорожной обстановке, формируя транспортные потоки. Она создает единую систему управления дорожным движением через оперативное вмешательство дежурного и организацию "зеленой волны".
– Чем еще вы нас удивите в ближайшей перспективе?
– Сейчас разрабатывается мобильное приложение, которое будет отображать наш сайт со всеми его сервисами, такими, как мониторинг общественного транспорта, позволяющими жителям и гостям республики мониторить подъезд общественного транспорта к конкретной остановке, следить за графиком его движения и многое другое. Здесь же будет отображена карта "убитых" дорог, где авторизованный пользователь, столкнувшись с нештатной ситуацией в уличнодорожной сети, сможет отправлять фото и комментарии с привязкой к локации. Ситуации могут быть разные (выбоины, мусор на дороге, ДТП и т.д.), после чего эта информация будет обработана оператором ЦОДД и направлена ответственным службам республики для устранения.
– Как вы оцениваете первые итоги работы новых структур в сфере контроля дорожного движения?
– Установленные системы уже сейчас позволяют реализовывать большое количество задач, связанных с улучшением транспортной ситуации в республике. При этом мы видим потенциал для развития ситуационного центра в будущем.
Это внедрение "умных" остановок общественного транспорта с информацией о прибытии автобусов, подсчет пассажиропотока в автобусах, контроль оплаты проезда и многое другое.
Все это дает возможность для перехода на новый уровень зрелости по развитию интеллектуальной транспортной системы республики.