<B>В редакцию "СО" обратился житель ст. Змейской Кировского района<I> </I>Руслан Наниев...
<I></B><B>"Обращаюсь к вам в связи с создавшейся негативной экологической обстановкой на территории ст. Змейской, где с окраин станицы и до границ Озрекского заповедника Кабардино-Балкарии протекали уникальные природные родниковые речки, в которых было полно рыбы: форели, усача, белого амура, щуки и многих других видов, но в связи с вмешательством человека все они исчезли,</I> – пишет Руслан Борисович.– <I>Эти родниковые реки общего пользования, в том числе, и коллектор, были переданы частным лицам под рыбные хозяйства, которые за последние 2–3 года растут как грибы после дождя. При этом были ущемлены права и интересы основной части населения не только ст. Змейской, но и всех жителей РСО–А, так как многие приезжали в эти места на отдых.
<I></I></B><B>Неизвестно, кем и когда были выданы разрешения на эти водные ресурсы общего пользования для разведения рыбы. Уникальные родниковые водоемы, из которых пили воду отдыхающие, превратились в омут, так как ни одно из рыбных хозяйств не имеет отстойника, очистных сооружений. А вокруг и вдоль них остались вырубленные лесопосадки. Некоторые огораживаются, перекрывают проходы, заезды общего пользования, что ограничивает доступ не только к водным ресурсам общего пользования, но и к другим местам. Деятельность рыбных "баронов" грозит перерасти в невосполнимую экологическую катастрофу.
<I></I></B><B>Хочу также обратить внимание на очень важный факт: все эти хозяйства находятся на территории охотничьих угодий минприроды и в связи с разбросом этих рыбных хозяйств по всей территории охотничьих угодий есть большая вероятность того, что охотники вместо лисы, волка или шакала могут случайно подстрелить кого-либо из сотрудников производств. Кто будет виноват, кто понесет уголовную ответственность?"
</I></B>
Сигнал читателя "СО" был оперативно рассмотрен Министерством природных ресурсов и экологии РСО–А.
В ответе за подписью министра Вадима Базаева отмечено, что Минприроды РСО–А для проверки приведенных доводов была создана комиссия, в состав которой вошли специалисты различных подразделений: федеральных государственных лесного и пожарного надзоров; инспекции федерального государственного охотничьего надзора и федерального надзора в области охраны и использования животного мира; отдела использования водных ресурсов, сохранения биоразнообразия и памятников природы; управления государственного надзора.
Инспекторами федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах обследована территория, указанная в заявлении. В ходе проведенных мероприятий установлено, что на данной территории расположены земли сельскохозяйственного назначения, граничащие с землями Государственного лесного фонда – квартал 56 Кировского лесничества. На указанной территории расположены оросительные каналы сельскохозяйственного назначения, состоящие на балансе АМС Кировского района. Раскорчевка деревьев, указанных в заявлении, проведена вдоль оросительного канала, на землях сельскохозяйственного назначения, не входящих в состав Государственного лесного фонда.
В адрес АМС Кировского района и ОМВД России по Кировскому району направлена соответствующая информация для рассмотрения и принятия мер в рамках компетенции.
Сообщается, что территория, указанная в заявлении, в соответствии с пунктом 13 Приложения № 1 к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории республики, утвержденной Указом Главы РСО–А от 19.06.2023 г. № 195 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Северная Осетия – Алания" относится к общедоступным охотничьим угодьям – Фонду общего пользования "Кировский".
В соответствии с положениями пункта 12 раздела III Требований охотничьего минимума, утвержденных приказом Минприроды РФ от 30.06.2011 г. № 568, не допускается направлять оружие на человека.
Одновременно, в порядке информации, сообщается, что Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ограничения для осуществления аквакультуры (рыбоводства) не установлены.
Минприроды РСО–А на территории, указанной заявителем, водные объекты на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование не предоставлялись.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" фактически установлен мораторий на проведение надзорных мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического надзора.
Вместе с тем в ходе текущей деятельности Минприроды РСО–А проводятся контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, направленные на выявление нарушений природоохранного законодательства в части забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В апреле 2023 года информация по выявленным фактам нарушений хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства в части осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства), была направлена в адрес Прокуратуры РСО–А для организации совместных надзорных мероприятий.
Сотрудниками Минприроды РСО–А, совместно с Прокуратурой Кировского района, были проведены проверочные мероприятия, направленные на выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства в части забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В ходе проведенных проверочных мероприятий выявлены 3 хозяйствующих субъекта, осуществлявших забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Нарушители привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАПа РФ, наложенные штрафы уплачены; прокуратурой района направлены в суд исковые заявления о запрете деятельности.
В июне 2024 года Кировским районным судом принято 1 решение о запрете деятельности по забору водных ресурсов, а также сбросу сточных вод при эксплуатации рыбоводческого предприятия до устранения нарушений, а именно до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей забора водных ресурсов и сброса сточных вод.
2 других исковых заявления в настоящее время находятся на стадии рассмотрения.
В ходе настоящей проверки специалистами Минприроды РСО–А в соответствии с заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 17.07.2024 г. № 83 обследованы указанные в обращении территории:
"При проведении мероприятий дополнительно выявлено, что семью неустановленными лицами осуществляется пользование водными объектами для осуществления аквакультуры (рыбоводства), одним неустановленным лицом осуществляется, предположительно, строительство рыбного хозяйства (вырыт котлован) и одним неустановленным лицом осуществляется использование водного объекта (озеро) для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства).
25.07.2024 г. Минприроды РСО–А в адрес администрации местного самоуправления Кировского района направлен запрос о предоставлении информации о правообладателях земельных участков для осуществления рыбоводства и строительства прудов. До настоящего времени ответ не получен.
С учетом изложенного выше, материалы обследований с приложением актов выездных обследований, фототаблиц направлены в адрес Прокуратуры РСО–А для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
Хочется надеяться, что теперь порядок на указанной в письме территории будет восстановлен".