В первый раз – в первый класс: каким будет этот первый шаг во взрослую жизнь? Во многом он зависит от того, кто из учителей возьмет первоклассника за руку, заходя в здание школы.
Пожалуй, у каждого из нас первые и самые теплые воспоминания о школе связаны с учителем начальных классов. Это школьная мама, которая помогает осваиваться еще вчерашним детсадовцам на новом месте и заботится о них. Именно таким учителем стала для сотен ребятишек Марина Агубеевна Караева.
Родилась и выросла она в селении Камбилеевском. В детстве, как и большинство ее сверстников, любила играть в школу и всегда знала, что непременно станет учителем. И мечта маленькой Марины сбылась! Окончив Орджоникидзевское педагогическое училище, начала работать в родном селе, в МБОУ "СОШ № 1". И вот уже 39 лет верна своей профессии.
Первый учитель – незаменимый человек, который останется в памяти на всю жизнь. Помнит Марина Агубеевна и свою первую учительницу.
"Моим любимым первым учителем была Зоя Георгиевна Сабанова, всегда добрая, требовательная и строгая, – вспоминает она. – Выбрав эту профессию, я поняла, что без любви и уважения и в какой-то степени терпения к детям нельзя работать в школе. Мы, учителя, не должны забывать, что воспитываем из ребенка будущего гражданина своей страны".
По словам Марины Агубеевны, отдавая ребенка в первый класс, родители должны психологически подготовить его. Дети должны понимать, что уже не в детском саду, что школа – это другая организация и что они уже не будут играть так много, как раньше. При этом она не приветствует, когда родители, отправляя ребенка в первый класс, учат его писать, читать, считать. По мнению учительницы, это должна делать школа.
"Есть родители, которые уверены, что учитель научит их чадо лучше и писать, и читать, и считать. Я уверена, это правильно. Не приветствую, когда детей отдают в воскресные школы – они приходят уже читающими. В классе 32–33 человека, если 4–5 учеников могут читать, а остальные пришли, ничего не зная, представьте, каково этим пятерым! Им просто будет неинтересно на уроках. Да, элементарным вещам их должны научить в садике, дома, а вот читать, писать, считать – это работа учителя начальных классов", – сказала Марина Караева.
А вот дополнительные занятия учительница считает отличным способом отвлечь ребенка от гаджетов. Она отметила, что различного рода кружки и секции помогают укреплять здоровье ребенка, а также становиться ему более раскрепощенным: "Ребенок не боится отвечать на уроках, общаться со сверстниками. А когда у него есть какие-то достижения, он с большим удовольствием делится с учителем и одноклассниками".
Говоря об отношении к профессии учителя, Марина Агубеевна отметила, что кардинальные изменения не произошли: всегда были как положительные, так и отрицательные стороны.
"Когда я пришла работать в школу, мне едва исполнилось 19 лет. Естественно, все родители были намного старше меня, но, несмотря на это, всегда слушали и выполняли все требования", – вспоминает она.
Учитель признается: даже спустя много лет продолжает чувствовать к себе это уважительное отношение. Ведь в отношениях взаимного уважения нет места конфликтам. Результаты бывают тогда, когда родители внимательно и с пониманием относятся как к успехам, так и к неудачам ребенка, уверена Марина Караева.
... Время идет, позади остаются общешкольные мероприятия, контрольные, субботники, экзамены, ученики взрослеют... Сейчас все они уже на голову выше своих учителей, у каждого своя жизнь. Но одно неизменно всегда – искренняя любовь и уважение к любимому учителю.
"Мне всегда приятно видеть ребят, которых я обучала. Всегда любим приходить друг к другу в гости, посидеть, повспоминать годы, проведенные в начальной школе. Они столько могут тебе рассказать. Я сама многое и не припомню. От этих встреч всегда так тепло на душе..." – заключила Марина Агубеевна.
Фото Дианы ДЖИОЕВОЙ