Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишать самого себя или другого этой жизни есть самый тяжкий и великий грех. Убийство врагов на войне Церковь не считает частным грехом человека. Защищая Отечество, воин проявляет любовь к ближнему, к своей Родине.
Однако не всегда самовольное лишение себя жизни тоже является греховным. Владимир Путин в Петербурге навестил командира 1-го батальона 30-го мотострелкового полка 44-го армейского корпуса Александра Данилова, который, защищая Отечество, вызвал огонь на себя, чтобы спасти людей в курской Брестской крепости. Уверен, что жители республики будут гордиться выпускником средней школы № 47 г. Владикавказа, где директором долгие годы работал Роберт Федорович Плиев.
Может, Александр Данилов и не осознавал, но поступил по Евангельскому принципу: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Похожая ситуация может произойти во время войны с каждым воином, который наткнется на засаду и окажется в окружении.
Несомненно, все статьи профессора А.М.Цалиева вызывают большой интерес, поскольку посвящаются актуальным темам. Так, только в этом году в республиканской и федеральной печати им опубликован целый ряд статей, посвященных знаменательным датам: 250-летию присоединения Осетии к России, 100-летию образования государственности Северной Осетии, 30-летию принятия Конституции РСО–А. Но исключительный интерес вызывает тема данной статьи. Явно ощущается, что автор хорошо владеет как теоретическим, так и практическим материалом. В этом ничего удивительного нет, поскольку его кандидатская и докторская диссертации были посвящены исследованию тяжких преступлений, совершаемых на Северном Кавказе.
Можно уверенно сказать, что данная тема во все времена у всех народов, у каждого неравнодушного вызывала и вызывает повышенный, неподдельный интерес. Это можно понять, поскольку жизнь человека – самая большая ценность, которая даруется природой и, конечно же, по задумке нашего Создателя. Не случайно в обществе одинаково осуждают и самоубийцу, и преступника, отнявшего жизнь у другого человека. Для последних государство предполагает разные виды наказания, вплоть до смертной казни. Как известно, сейчас общество поддерживает такой вид наказания, другая, небольшая, часть выступает против. Такая же картина наблюдается среди экспертного сообщества, юристов, государственных и политических деятелей.
Так, глава фракции "Справедливая Россия – За правду" в Госдуме Сергей Миронов заявил: "Считаю это единственным соразмерным наказанием для мерзавцев, которые хладнокровно лишают жизни беззащитных людей, женщин, стариков и детей". Член Совета Федерации РФ Елена Афанасьева в своем Telegram-канале написала: "Для террористов – только смертная казнь! Нет оправдания ни религиозными, ни национальными причинами совершению террористических актов".
Глава СК РФ, доктор юридических наук Александр Бастрыкин назвал себя сторонником смертной казни и предложил отменить мораторий на применение высшей меры наказания в России. Он отметил, что, если обвиняемые в теракте в "Крокусе" получат пожизненное заключение, государству придется потратить на них "колоссальный бюджет". А. Бастрыкин считает, что для возвращения смертной казни будет достаточно указа президента. Во время своего выступления на Петербургском международном юридическом форуме он предложил снять мораторий на смертную казнь. "Вы знаете, что сейчас нет смертной казни, она "ушла" из нашего законодательства. По указу президента Ельцина на этот вид наказания был наложен мораторий... У меня остался большой вопрос: почему нам не снять мораторий с учетом того что растет количество тяжких преступлений, и вернуть смертную казнь в наше законодательство?" – спрашивает он. Глава СК РФ отметил, что высококвалифицированные юристы пояснили о необходимости изменения Конституции и проведения референдума в случае отмены моратория. Однако А. Бастрыкин предложил обойтись без этого и возобновить смертную казнь через указ президента. "Я – сторонник смертной казни. Хотя и говорю о гуманизме, думаю, что очень гуманно: когда маньяк убил 70, 80, 100 человек, он приговорен к высшей мере наказания – расстрелу".
"Может, Александр Данилов и не осознавал, но поступил по Евангельскому принципу: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Похожая ситуация может произойти во время войны с каждым воином, который наткнется на засаду и окажется в окружении.
Против возвращения смертной казни активно выступает Министерство юстиции Российской Федерации. Возвращение в российское уголовное законодательство высшей меры наказания в виде смертной казни, в том числе, по отношению к террористам невозможно – постановление Конституционного суда РФ по этому вопросу окончательное, разъяснили в Минюсте России. "Решения Конституционного суда РФ окончательны и не подлежат обжалованию", – говорится в ответе пресс-службы минюста на запрос "Интерфакса" относительно возможности отмены моратория на смертную казнь в связи с заявлением главы Чечни Рамзана Кадырова о ее применении к террористам. В ведомстве также отметили, что "снятие временного запрета на смертную казнь только по отношению к определенной группе осужденных за совершение преступлений террористической направленности противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом". "В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ с 16 апреля 1997 года наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться", – говорится в сообщении.
Против возвращения смертной казни активно выступает так же председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. Так, в июне 2022 г. он отметил, что смертный приговор можно вернуть, только изменив Конституцию. Например, нужно вычеркнуть из ст. 20 строчку о праве каждого на жизнь. Конституция так построена, чтобы изменить эту статью, придать ей другой смысл, нужно практически принимать новую. Поэтому, если готовы те авторы, которые выступают за это, что называется, флаг им в руки... Председатель указывал, что работа судов должна опираться не только на справедливость, но и на гуманизм. Он также напомнил, что КС уже дважды принимал решение о смертной казни: в 1999 году он вынес мораторий, а в 2009-м подтвердил его.
"В конечном итоге только народ вправе решать данный вопрос, поскольку именно он согласно ст.3 Конституции РФ является единственным источником власти, а народ проголосовал за Конституцию РФ, предусматривающую смертную казнь. И от этого юридического факта ни одной ветви государственной власти -– ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, включая все юридические и политические сообщества, никуда не деться.
Отношения к смертной казни постоянно меняется. Так, в СССР после Великой Отечественной войны действовал мораторий на нее, но недолго. "По многочисленным просьбам трудящихся" ее восстановили 12 января 1950 года для "изменников Родины", шпионов, диверсантов. В последующие годы список тех, кого можно было казнить, значительно расширили, включив туда, например, осужденных за экономические преступления. С 1962 по 1989 год в СССР расстреляли 22067 человек.
Чтобы наиболее оптимально решался вопрос смертной казни, я еще в 2002 году в своей кандидатской диссертации предлагал статью о терроризме перенести в последний раздел УК РФ: "Преступления против мира и безопасности человечества". Это предложение получило одобрение членов диссертационного совета во главе с профессором Даниилом Корецким.
В настоящее время вопрос отмены в России моратория на смертную казнь для террористов периодически поднимается представителями различных политических сил. Так, 8 октября Рамзан Кадыров заявил в интервью телеканалу "Россия 24" о том, что он считает необходимым ввести в России смертную казнь для террористов. По его мнению, "содержать этих преступников в тюрьмах неправильно. Они и там мешают, и там вербуют. Пророк сказал, что там, где они появятся, там будет кровь, их надо уничтожать".
Одним словом, в завершение своих рассуждений по данной актуальной теме не могу не согласиться с общим выводом, который делает профессор А.М. Цалиев в своей статье: "Вопрос о справедливости, целесообразности и своевременности смертной казни должен решаться с учетом политической, социальной и криминогенной ситуации в стране. Это вполне соответствует известному методологическому принципу познания и решения вопроса с учетом конкретных места и времени. Именно этим объясняется то, что в разных странах, включая и нашу, смертную казнь вводили или же отменяли. Иначе и не может быть в реальной жизни, которая постоянно меняется".
В конечном итоге только народ вправе решать данный вопрос, поскольку именно он согласно ст.3 Конституции РФ является единственным источником власти, а народ проголосовал за Конституцию РФ, предусматривающую смертную казнь. И от этого юридического факта ни одной ветви государственной власти – ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, включая все юридические и политические сообщества, никуда не деться.