Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Полярный летчик

[B]До сих пор в редких и скупых публикациях о полярном летчике, нашем земляке И.С. КОТОВЕ нет сведений о том, за что он 6 декабря 1949 г. удостоился звания Героя Советского Союза. Сказано только, что указ о награждении был закрытым – без публикации в печати. Когда я впервые прочитал об этом, стало интересно: почему?[/B]

Ответ был найден лишь через несколько лет, уже в 90-е, когда стало известно, что в начале 50-х в Арктике строились ледовые аэродромы для нашей дальней авиации. Набирала обороты "холодная война", в СССР знали о планах США на атомные бомбардировки наших городов. Самым опасным было северное направление, в то же время это был кратчайший путь к территории вероятного противника для нанесения ответного удара. Страна должна была быть готовой к этому. Но началу строительства аэродромов предшествовала огромная работа по поиску и разведке больших льдин, пригодных для приема тяжелых самолетов...

Родился Илья Спиридонович Котов в 1912 году в г. Моздоке. После окончания девяти классов и школы фабрично-заводского ученичества работал на заводе "Ростсельмаш". В 1931 г. комсомол направил молодого рабочего на учебу в Батайскую авиашколу Гражданского воздушного флота.

Родине нужны были тысячи летчиков и авиамехаников – 30-е годы стали временем бурного развития отечественной авиации. Создавались Военно-воздушные силы Красной армии, и осваивать отдаленные районы страны – Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток – без нее было невозможно.

После окончания авиашколы Илья Котов работал в Уральском управлении Гражданского воздушного флота. В 1937 году совершил несколько вылетов на поиски пропавшего экипажа известного полярного летчика Леваневского. До 1941 года служил в полярной авиации, а когда началась война, был призван в Военно-морской флот. С ноября 1941-го до мая 1942 года воевал в составе Беломорской военной флотилии, затем в должности командира экипажа Главсевморпути совершил более 30 вылетов для выполнения специальных заданий руководства. Известно, что боевые действия на северном фланге советско-германского фронта продолжались до ноября 1944 года. Почти три с половиной года советское Заполярье было ареной ожесточенных боев на суше, море и в воздухе. На Северный морской путь, а он был и остается главной судоходной магистралью Севера нашей страны, возлагалась важнейшая задача снабжения войск. Работа полярных летчиков практически на театре военных действий в крайне сложных условиях полетов требовала от экипажей высочайшего летного мастерства и немалого мужества. И с заданиями экипаж И.С. Котова справлялся достойно, свидетельство тому – ордена, которыми был награжден наш отважный земляк.

Не успел развеяться пороховой дым над освобожденной советскими войсками Европой, как нашей стране была объявлена "холодная война". В США готовили секретные планы атомных бомбардировок городов СССР. Разоренная войной страна вынуждена была догонять своего вчерашнего союзника. В августе 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, но она не могла стать адекватным ответом американской угрозе – страна не располагала надежными средствами ее доставки до территории США. Ведь начавшие поступать в конце 1947 г. в части дальней авиации бомбардировщики Ту-4 (они были копией американских В-29) имели дальность 5100 км и не могли, достигнув границ США, вернуться. Не было решения этой задачи и в ближайшей перспективе – стратегический бомбардировщик Ту-95 с дальностью свыше 13500 км был запущен в серийное производство только в 1955 г., а ракета Р-7 с дальностью стрельбы 8000 км успешно испытана в августе 1957 г.

Оставалось одно, единственно возможное решение – создать в Арктике, а это было кратчайшим расстоянием до США, аэродромы, с которых наши бомбардировщики Ту-4 могли достичь территории США, нанести удар возмездия атомными бомбами и вернуться. Сложность этой задачи трудно представить – даже открыть полярную станцию с 5–10 полярниками во льдах было непросто. А какой труд и какие затраты необходимо было вложить в строительство военных аэродромов на ледяных полях Арктики для базирования сотен самолетов дальней авиации! Одновременно решалась задача прикрытия страны с севера. Для этого предусматривалось размещение на ледовых аэродромах истребителей, на то время это были новейшие Ла-11.

Этой сложнейшей работе предшествовали поиск и разведка мест возможного строительства ледовых аэродромов. Ими могли быть льдины больших размеров, способные принимать тяжелые самолеты. Именно эту очень важную работу сразу после войны начали выполнять наши полярные летчики и в их числе – экипаж И. С. Котова. Важно отметить, бомбы еще не было, Ту-4 – на подходе, а разведка будущих аэродромов во льдах уже началась...

Так же активно, со своей стороны, обустраивали будущий театр военных действий и США – в Арктике, на Аляске и севере Канады.

В марте 1946 г. экипаж Котова первым из советских летчиков обнаружил в центральной части Арктики огромный ледяной остров площадью 600 кв. километров. В 1948–1949 гг. летчики совершили десятки полетов в глубь Арктики с посадками на дрейфовавшие льдины подходящих размеров. Благодаря беспримерному героизму наших полярных летчиков, летавших в крайне сложных погодных и навигационных условиях Арктики, была создана возможность строительства аэродромов для дальней авиации, которые гарантировали нанесение ответного атомного удара по США в случае начала войны. Сохранились кадры хроники, на которых хорошо видны размеры этих ледовых площадок для наших бомбардировщиков и их обустроенность. В Арктике были построены 32 аэродрома. В конце 50-х годов, когда на вооружение приняли межконтинентальные ракеты Р-7 и стратегические бомбардировщики Ту-95, они утратили свое значение. Но еще четверть века эта страница освоения Арктики оставалась под грифом "секретно".

Вклад нашего земляка в решение важнейшей послевоенной оборонной задачи государства получил самую высокую оценку – закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года И.С. Котов в числе пятерых полярных летчиков был удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями...

2 декабря 1961 года Ильи Спиридоновича Котова не стало. Похоронен он в Москве, на Даниловском кладбище.

И.С. Котов был в числе тех, для кого 9 Мая 1945 года война не закончилась – еще четыре года он своим героическим трудом обеспечивал уже в новой, теперь уже "холодной", войне безопасность нашей Родины. Мы, благодарные земляки, должны помнить его славное имя.

Автор: Петр ГЕРИЕВ, «Почетный ветеран РСО–А»

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 82

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика