Не случайно Александр Фадеев назвал К.Л. Хетагурова "Леонардо да Винчи осетинского народа". Пожалуй, нет более высокого сравнения для творца, чем сравнение с великим мастером, который признан миром еще при жизни как духовный бог эпохи Возрождения. Гениальный художник одновременно был поэтом, мыслителем, изобретателем, архитектором, музыкантом. Подобно Леонардо, Коста тоже не только обладал богатым литературным языком, но и был большим мастером кисти.
Феномен выдающегося сына осетинского народа как художника начался в горах Северной Осетии, в родном ауле Нар, где он родился, рос, набирал гражданскую, нравственную, духовную, эстетическую силу, где он в полной мере вобрал в себя мудрость бытия и красоты природы, без чего человек не может состояться как мастер изобразительного искусства. Однако для дальнейшего профессионального роста необходима была определенная среда, школа, и молодой Коста едет в Петербург в Академию художеств. Блестяще выдержав конкурсный экзамен без всякой предварительной подготовки, он был зачислен в Академию и стал одним из студентов, подающих большие надежды, занимаясь в классе знаменитого профессора, прославленного педагога Академии Павла Петровича Чистякова, у которого обучались почти все великие русские художники от Ильи Репина до Врубеля.
Коста стал любимцем своего учителя, но ему не суждено было окончить прославленную академию. За активную деятельность в студенческих кружках, в том числе тайных, студент Хетагуров был исключен из учебного заведения. И даже за этот короткий год обучения в Петербурге наш земляк приобщился не только к великой русской и мировой культуре, к шедеврам мирового искусства, но и к русской революционной демократической мысли. Его картина "Дети-каменотесы" наглядное тому подтверждение. Остро-социальный пафос этих "детей" настолько глубок, а профессиональный и пластический уровень настолько высок, что картину можно ставить в ряд знаменитых жанровых полотен Перова и Паленова. То же самое можно сказать о его портретном цикле, особенно красочно выглядит портрет "Хусина Баева", написанный в традициях русской портретной живописи 19-го столетия. В жанре пейзажа классическим является "Перевал Зикара"…
К сожалению, живописное наследие Коста невелико. Это, прежде всего, связано не только с его краткосрочным обучением в Академии художеств, но и ростом недовольства в общественно-политических кругах, как в Петербурге, так и по всей России, в том числе на территории Кавказа и Северного Кавказа. В этих условиях революционной борьбы против самодержавия Коста Хетагуров, осознавая свою миссию "буревестника", академическую кисть художника сменил на острое поэтическое перо. "Что ж! – завидный пример, когда творец осознает свою общественную значимость и жертвует одной из своих муз", – писал в одном из своих воспоминаний последователь Коста – художник Заурбек Абоев.
Имя великого осетинского поэта для него было особо значимым. Ведь Коста Хетагуров был близким другом и соратником его дяди – Миха Басиева. Знакомство Коста и Миха произошло еще в 1888 – 1889 гг., когда поэт-художник расписывал стены Алагирского собора, и до конца жизни они оставались большими друзьями.
В то время, когда Коста Хетагуров был сослан в Херсонскую губернию и от него долго не было весточки, на поиски поэта отправился Миха Басиев. После изнурительной дороги он добрался до дома, где Коста снимал комнату, но его там не оказалось. По словам хозяйки, тот пошел искать работу. Так они и не встретились. Тогда Миха на всякий случай оставил ему записку: "Когда свидимся?", на что Коста написал на клочке бумаги: "Жду с моря погоды…"
А когда Коста Хетагурову удалось тайно перебраться из ссылки в Осетию в сопровождении фотографа Садулы Джанаева-Хетагурова, он укрывался от местных властей и недругов в доме Миха Басиева в с. Цее Алагирского района. Здесь часто собирались молодые, революционно настроенные люди, известные в Осетии общественные деятели, просветители. Здесь познакомились и мой дед Николай Абоев и моя бабушка Клавдия Басиева – сестра Миха. Позже в 20-х годах дед возглавлял Зарамагский ревком.
Чтобы не выдать себя, Коста старался при посторонних разговаривать на русском языке. Когда его пребывание в семье Басиевых затянулось на месяцы, младший брат Дода спросил у своей сестры на родном языке: "Скажи, этот русский долго у нас будет жить?" Коста, услышав разговор, улыбнулся и поведал об этом Миха. Тот подозвал к себе брата и строго сказал: "Разве о госте так говорят? Кто бы он ни был, он гость, и сколько ему надо, столько и будет гостить". Узнав тайну о Коста, Дода расстроился, и чтобы загладить перед ним свою вину он вместе с цейскими ребятами организовал охоту на тура. Так, в честь Коста в этот вечер на склоне горы был устроен пикник, где на природе жарили шашлыки, и по ущелью были слышны раскаты бархатного баритона поэта.
Обладая несравненным талантом не только воспевать красоту природы и призывать свой народ к борьбе за свободу, именно он, Коста Хетагуров, заложил из отесанных, горных камней основу для развития осетинского изобразительного искусства.
В результате выросла целая плеяда талантливых художников, ставшая гордостью не только осетинской национальной культуры, но и большинство из них обрели мировое имя. В их числе гордость нации художник- универсал Махарбек Туганов, Сосланбек Тавасиев, Сосланбек Едзиев, вся династия Дзантиевых (Давид, Инал, Александр, Юрий и Анатолий), Азамбег Джанаев, Чермен Дзанагов, Батыр Калманов, Казбек Хетагуров, Шалва Бедоев, Лазарь Гадаев, Эльбрус Саккаев, Владимир Соскиев, Магрез Келехсаев, Батраз Дзиов, Умар Кануков, Эльбрус Цогоев, Аслан Арчегов, Агубе Икаев и многие другие.
Сегодня формируется новое, достойное предшественников, поколение художников, творчество которых тесно связано с именем великого Коста – именно он стал для них светочем на пути к вершинам осетинского изобразительного искусства.