Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

ЛЕРМОНТОВ И КОСТА

[B]Коста Хетагуров, будучи замечательным национальным писателем, вдохновляясь мотивами родного для него осетинского фольклора, широко интересовался культурой других народов, в особенности русской.[/B]

Знакомство с русской культурой не представляло для него никаких затруднений, так как он учился в русской средней школе, а затем в Академии художеств. Он превосходно владел русской речью; значительная часть его произведений написана на русском языке.

К числу наиболее любимых писателей Коста надо отнести М. Ю. Лермонтова, оказавшего на него заметное влияние.

Лермонтов был близок ему как поэт, произведения которого насыщены мотивами борьбы с феодально-крепостническим строем; как певец Кавказа, с глубокой симпатией относившийся к участи горцев, героически защищавших родину, которую царизм превратил в одну из своих колоний; как один из величайших художников слова в мировой поэзии. Лермонтов очень хорошо знал быт различных народов Кавказа, вдохновлялся мотивами их песен, преданий, сказок; напомним, например, такие его произведения, как "Аул Бастунджи", "Измаил-Бей", "Беглец", "Демон", "Тамара", "Бэла", "Ашик-Кериб" и другие. Имеют значение условия автобиографического характера; Коста сам преследовался правительством, подвергался ссылке, бывал разлучен с Осетией и с друзьями; он прекрасно знал многие места на Кавказе, воспетые Лермонтовым или связанные с его жизнью, – такие как группа Минеральных вод, Владикавказ, Ставрополь, Военно-Грузинская дорога, Тбилиси. Он бывал, в частности, в Пятигорске, присутствовал на открытии памятника Лермонтову в этом городе в 1889 году.

Общая направленность творчества Лермонтова была во многом созвучна Коста; отметим, например, такие их мотивы, как любовь к народу – в стихотворении "Родина" (ср. у Коста "Не верь, что я забыл родные наши горы"), протест против гнета царизма – в стихотворении "Прощай, немытая Россия" (ср. у Коста "Додой"), осуждение адатов, сковывающих свободу и мужчины, и женщины (у Лермонтова – "Аул Бастунджи", у Коста – "Перед судом"), борьбу горцев за родину (у Лермонтова – "Измаил-Бей", у Коста – "Плачущая скала"); поэты создали замечательные образы горских женщин, судьба которых трагически сложилась в условиях старого быта (Бэла, Фатима), их горячая любовь к детям вылилась в чудесных лирических стихах ("Казачья колыбельная песня", "А-лол-лай"). Они восхищались природой Кавказа и описывали ее в своих произведениях, рисунках и картинах. Поэтов роднит их глубокая любовь к Пушкину; Лермонтов посвятил ему знаменитое стихотворение "Смерть поэта". Коста упоминает о "воспетом нашими знаменитыми поэтами Пушкиным и Лермонтовым Кавказе".

Много сходного во взглядах Лермонтова и Коста на поэзию. Очень характерно в этом отношении стихотворение Коста "Поэту":

Не верь, мой друг, что струнами возможно

Исчерпать мысль и тайники души...

Значенье слов так мелочно, ничтожно,

Что лучше ты нас рифмой не смеши.

Основные мысли этого стихотворения: 1) "муки слова", скорбь взыскательного художника о том, что даже поэтическими словами порою нельзя со всей полнотой выразить сокровенные думы; 2) указание на то, что так называемый "свет", мелочный и праздный, равнодушен к переживаниям поэта, никогда не поймет его.

Аналогичные мысли очень часто развивались Лермонтовым и могли оказать влияние на Коста. Напомним следующие стихи:

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,

Как язвы, бойся вдохновенья...

Они – тяжелый бред души твоей больной

Иль пленной мысли раздраженье...

Сходство заметно как в основных идеях ("муки слова", противопоставление поэта – бездушному "свету"), так и в отдельных образах.

С лермонтовским стихотворением "Утес" в известной степени соприкасается стихотворение Коста под тем же заглавием; в обоих лирических произведениях изображен высокий утес, которому улыбнулось мимолетное счастье и исчезло, вызвав у него слезы. В обоих стихотворениях утес назван "великаном"; в обоих сходны начальные и последние строфы, контрастные по содержанию.

Коста:

Мрачного утеса только что коснулся

Первый луч восхода, весело, шутя...

И утес холодный ожил, улыбнулся.

Запылал румянцем ярким, как дитя.

Лермонтов:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Однако есть и существенное различие в содержании и композиции этих стихотворений. Лермонтов развил свою тему очень сжато; в нем всего 8 строк; он вводит два главных образа: утеса-великана и золотой тучки. В фабульном отношении стихотворение Коста шире; из общего количества 24 строк первые 12 он посвящает описанию раннего летнего утра, ликования утеса и всей окружающей природы; в последующих 12 строках дана картина грозы, омрачившей эту радость, и ночи, под покровом которой утес роняет слезы. Оба стихотворения написаны хореем, но количество стоп различно: у Лермонтова – 5, у Коста – 6; различно и расположение рифм: у Лермонтова – опоясанные и смежные, у Коста – перекрестные.

Поэмы Коста "Перед судом", "Плачущая скала", "Фатима" написаны под воздействием традиции, установленной Пушкиным, Лермонтовым и другими поэтами, четырехстопным ямбом, с мужской и женской рифмой. Эпизодически, как в лермонтовских поэмах ("Измаил-Бей", "Демон"), в названных поэмах Коста вводятся и другие стихотворные размеры (например, в "Фатиме"); оба поэта применяют прием монологической речи: у Лермонтова – в "Исповеди", "Мцыри", "Демоне"; у Коста – "Перед судом". Характерно дружеское обращение к читателю, придающее повествованию непосредственность, задушевность:

Пишу опять, но вы признанья,

Друзья, не требуйте, пока

Вдали от вас часы изгнанья

Ползут лениво, как века.

Тоской мучительной разлуки

К чему теперь тревожить вас? –

Не лучше ль почитать от скуки

Вот этот небольшой рассказ?

Ср. у Лермонтова в "Валерике":

Я к вам пишу: случайно, право,

Не знаю, как и для чего.

Я потерял уж это право,

И что скажу вам? – ничего!

Но я боюся вам наскучить...

.. . Если вас Мой безыскусственный рассказ

Развеселит, займет хоть малость,

Я буду счастлив...

Некоторые картины природы напоминают описания кавказского горного пейзажа у Лермонтова. Отметим, например, следующее место:

Коста:

...За Шайтан-горою,

В кустах, меж грудами камней,

Поросших мохом и травою,

Ползет тропинка, словно змей.

Лермонтов:

Ужасна ты, гора Шайтан,

Пустыни старый великан...

Как буркой, ельником покрыта,

Соседних гор она черней.

Тропинка желтая прорыта

Слезой отчаянья по ней.

Она ни мохом, ни кустами

Не зарастает никогда...

Интерес Коста к Лермонтову проявился также в частых цитатах из его произведений в письмах; приводим ряд примеров: "Кто устоит против разлуки" ("Демон"), "Царь познанья и свободы" ("Демон"), "Он далеко, он не узнает, не оценит тоски твоей" ("Демон"), "Главу опустивши на грудь" ("Воздушный корабль"), "Терек в теснине Дарьяла" ("Тамара"). "В тумане моря голубом", "Белеет парус одинокий" ("Парус").

Привлеченный нами материал показывает, что мир поэзии Лермонтова был очень близок Коста; осетинский поэт встречал в ней немало идей и образов, глубоко запоминающихся, варьировавшихся им. У Лермонтова Коста привлекали мотивы героики, борьбы, протеста, направленные против гнета царизма, против застарелых общественных мнений и обычаев; он учился у Лермонтова и художественному мастерству, внося в свои лирические или эпические произведения образы и выражения, близкие к лермонтовским, но всегда созвучные общему строю его мировоззрения.

Влияние одного поэта на другого – явление, очень часто встречающееся в каждой литературе и исторически обусловленное. Каждый писатель живет и творит не изолированно, а в тесном общении с окружающим обществом. Преемственность идей и художественных образов неизбежна и закономерна. Затрагивая темы, родственные лермонтовским, Коста никогда не превращался в подражателя; он развивал тот или иной мотив по-своему, внося новые оттенки, локальные образы. Характерно, в частности, что Коста воспринимал у Лермонтова преимущественно не романтические его мотивы, а реалистические. Он глубоко интересовался также личностью и жизнью великого русского поэта и посвятил ему два стихотворения, на которых мы и останавливаемся.

Первое из стихотворений, посвященных Лермонтову, Коста написал в 1889 году, в связи с установкой великому поэту памятника в Пятигорске.

Подготовка к открытию этого памятника велась в крайне неблагоприятной обстановке, под надзором правящих сфер. К этому дню Коста, присутствовавший на открытии памятника как "представитель осетинского юношества" (см. газету "Северный Кавказ", 1889 г., № 63), написал стихотворение "Перед памятником М. Ю. Лермонтова" с пометкой "г. Пятигорск. 16 августа 1889 г.". Оно не было пропущено цензурой, о чем впоследствии говорил сам автор в письме от 1 января 1900 г., находясь в ссылке в Херсоне: "Зато я пойду к памятнику Лермонтова и продекламирую то стихотворение, которое я написал на его открытие. Оно не было напечатано, а между тем довольно интересное".

Речь, произнесенная Коста на Лермонтовском празднике, возложение венка, стихотворение, которое он написал к открытию памятника, – все это было выступлением не только от имени передовой осетинской общественности, но и от всех горцев Северного Кавказа.

Торжествуй, дорогая Отчизна моя,

И забудь вековые невзгоды, –

Воспарит сокровенная дума твоя, –

Вот предвестник желанной свободы!

Она будет, поверь, – вот священный залог,

Вот горящее вечно светило.

Верный спутник и друг по крутизнам дорог,

Благородная, мощная сила!..

К мавзолею искусств, в храм науки святой

С ним пойдешь ты доверчиво, смело,

С ним научишься ты быть готовой на бой

За великое, честное дело.

Не умрет, не поблекнет в тебе уж тогда

Его образ задумчивый, гордый,

И в ущельях твоих будут живы всегда

Его лиры могучей аккорды...

Возлюби же его, как изгнанник-поэт

Возлюбил твои мрачные скалы,

И почти, как святыню, предсмертный привет

Юной жертвы интриг и опалы!..

Среди многочисленных стихотворений, посвященных Лермонтову, это одно из самых лучших.

Здесь значительно, знаменательно каждое слово, вносящее в характеристику Лермонтова как художника и общественного деятеля новые и новые черты.

Это стихотворение Коста, посвященное памяти Лермонтова, проникнутое революционным духом, написанное звучным и выразительным стихом, имеет очень большое историческое значение. По аналогии оно может быть приравнено к знаменитому стихотворению самого Лермонтова – "Смерть поэта" и известной поэме народного азербайджанского поэта Ахундова, вызванным гибелью Пушкина. Глубоко прочувственное, исполненное благородного, непримиримого негодования по адресу подлинных виновников смерти великого русского поэта, стихотворение Коста пошло вразрез с общим официальным духом чествования, проводившегося правящими сферами.

Громадное значение приобрело выступление Коста на юбилейном празднестве. На открытии памятника присутствовали представители различных общественных и научных организаций России. Памятник был сооружен на средства, пожертвованные почитателями поэта, жившими во всех уголках многонациональной страны; это были народные деньги. К концу 80-х гг. Лермонтов вырос как поэт всероссийского и мирового значения.

Произведения Лермонтова изучались во всех учебных заведениях. Под давлением общественности правительство пошло на уступки и вынуждено было отметить первый, после смерти поэта, его юбилей: 75-летие со дня его рождения, в связи с чем было разрешено открыть всероссийскую подписку на сбор народных средств для сооружения ему памятника. Юбилейный комитет, по постановлению высших властей, находился во Владикавказе; председателем юбилейного комитета был назначен генерал-губернатор Терской области. Правительство стремилось придать открытию памятника формальный характер, отметить его память как офицера Тенгинского полка, квартировавшего на Кавказе. Коста отлично разбирался во всей сложной обстановке и, не считаясь с официальными директивами, смело разрушил стоявшие перед ним препятствия, громко, открыто заявил, в чем величие поэта и кто был виновен в его трагической гибели.

Очень важно указание и на то обстоятельство, что царизм и его ставленники стремились сеять рознь между различными народами России, а Коста был поборником братских взаимоотношений между русским и горскими народами Кавказа. В этом отношении он поддерживал традиции Пушкина и Лермонтова; ему принадлежит выдающаяся заслуга в упрочении дружественных связей осетинского народа с русским; ярким примером этой деятельности Коста являются его стихи, посвященные не только Лермонтову, но и Грибоедову, Островскому, Чайковскому, Плещееву, и его близкое участие в проведении их знаменательных дат.

Другое стихотворение Коста, также посвященное Лермонтову, было написано 12 лет спустя. В 1901 г., в связи с 60-летием со дня кончины Лермонтова, он в газете "Северный Кавказ" (1901, № 91) напечатал следующее стихотворение "Памяти М. Ю. Лермонтова":

Зачем, поэт, зачем, великий гений,

Явился ты так рано в этот мир,

Мир рабства, лжи, насилья и гонений,

Мир, где царит языческий кумир?

Зачем судьба с таким ожесточеньем

Гнала тебя из-за пустых интриг

Трусливых бар, взлелеянных бездельем,

Когда клеймил их твой могучий стих?

Ты нужен был не царству бар и рабства,

А вот теперь, когда талантов нет,

Когда нас всех заело декадентство,

О, если бы ты жил теперь, поэт!

Твой мощный стих, могучие аккорды

Рассеяли б остаток прежней тьмы, –

Тогда бы по пути добра, любви, свободы

Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

Появление этого стихотворения имело также большое общественное значение и представляет глубокий интерес. Оно свидетельствует о том, что поэзия Лермонтова по-прежнему близка Коста и что он неизменно занимает боевые позиции, выступая против реакционных сил, продолжавших преследовать память гениального поэта(…).

Будучи глубоким почитателем Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова – этих величайших русских поэтов XIX в., Коста непримиримо относился к лозунгам "чистого искусства", поэзии для немногих, самосозерцания и т. п. и неоднократно высказывался на эту тему, например:

Не упрекай меня...

Свободные напевы

Не гармонируют с бряцанием цепей.

А трели соловья и шепот юной девы –

Оставленный бокал на гульбище страстей.

Я не поэт... Обольщенный мечтою,

Я не играю беспечно стихом.

Продолжая традиции русских классиков и выступая против декадентов, Коста отстаивал реалистическое направление; он видел в искусстве не наслаждение, а могучее средство воздействия на общество во имя "желанной свободы", во имя победы над "миром рабства, лжи, насилья и гонений".

Оба стихотворения Коста выделяются среди большинства стихотворений, посвященных Лермонтову другими авторами, своей глубокой принципиальностью, остротою поставленных в них вопросов, высоким идейным уровнем, силой обличительного стиха.

Накануне юбилея Лермонтова в 1914 году газеты сообщали, что готовится пересмотр его произведений, т. к. у духовной цензуры вызвали сомнения стихи из "Демона", в которых говорится, что бог "занят небом, не землей", а в Смоленской губернии был издан циркуляр, предписывавший педагогам указывать учащимся, что причиной дуэли Лермонтова "послужил его собственный злой, желчный и придирчивый характер". В том же году правительство запретило публичное чествование 100-летия великого революционного поэта Т. Г. Шевченко.

Та же участь постигла и Коста, который при жизни подвергался систематическому преследованию, тоже испытал гнет царизма, ссылки, разлуку с родиной, который как поэт, публицист и живописец на каждом шагу встречал со стороны властей враждебное отношение.

Произведения Лермонтова на русском языке и в переводе на осетинский язык изучаются во всех школах Осетии. Юбилейные даты его торжественно отмечаются широкой общественностью в нашей республике. Избранные его произведения и биографические сведения о нем помещены в учебных хрестоматиях для осетинских школ наряду с аналогичными материалами о других русских классиках и советских описателях. Произведения Лермонтова очень часто передаются по радио, посредством декламации или музыкальных переложений, во все утолки края. Портрет Коста, стоящего перед памятником Лермонтову, украшает многочисленные сборники произведений великого осетинского поэта. Имена обоих славных поэтов неразрывно, навсегда связаны в сознании дружественных народов – осетинского и русского.

(Текст с некоторыми сокращениями печатается по изданию: Семенов Л. П. Избранное. – Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1964.)

Автор: Леонид СЕМЕНОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 670

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика