Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

[F]К 95-летию со дня рождения А.Х. Галазова, педагога, политика, первого Президента Северной Осетии[/F]

Эти книги из серии "Мир Кавказа" мне особенно дороги, как и "Пережитое" – ведь они с дарственной подписью их автора и составителя – многоуважаемого Ахсарбека Хаджимурзаевича ГАЛАЗОВА.

Ахсарбек Хаджимурзаевич для меня, как, уверена, и для многих людей республики – наших просвещенцев, – навсегда остался не человеком, занимающим самые высокие посты – Первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС, Председатель Верховного Совета, Президент СОАССР, а УЧИТЕЛЕМ, большим, настоящим, горячо преданным своему делу, призванным нести людям "разумное, доброе, вечное". Убеждена, именно в этом было главное предназначение его жизни, именно это стало источником той мудрости, толерантности, прозорливости, авторитетности, без чего невозможно представить Галазова – политика, с которым, по большому счету, считалась вся политическая элита России. Считалась и глубоко уважала, потому что он никогда не боялся спорить, отстаивать свою точку зрения в самых высоких инстанциях, потому что на все имел свое мнение и всегда готов был защитить интересы родной Осетии.

Учитель... Семь светлых лет, определивших всю жизнь. Девизом выпускника СОГПИ стало утверждение К. Д. Ушинского – учитель живет, пока учится. Как только он утрачивает эту способность, в нем умирает учитель. Вчерашний студент не раз задумывался над тем, что же главное в его работе? И рано понял, что основное в деятельности учителя – умение отдавать, делиться своими знаниями, своим мировоззрением, убеждениями не только с учениками, но и с коллегами, с родителями школьников, с каждым человеком, с которым сводит судьба. Но, чтобы отдавать, надо иметь что отдать. И здесь совершенно недостаточно знаний, полученных в институте, из книг, из своего профессионального опыта. Нет. Учитель только тогда будет чувствовать себя комфортно, уверенно, когда сам будет учиться у своих коллег, специалистов других профессий, у своих ребят, если он будет жить проблемами народа, оперативно и заинтересованно реагировать на все события, связанные с жизнью и образующие ее.

Ахсарбек Хаджимурзаевич искренне благодарил судьбу за то, что на этапе его учительской деятельности она была к нему благосклонна: подарила хороших учеников из родного Хумалага – добрых, отзывчивых, устремленных к знаниям, раскрытых для большой дружбы, готовых прийти на помощь ближнему. Уроки для молодого педагога превратились в возможность творить, импровизировать, ни в чем не повторяться. Учитель русского языка и литературы, он понял, что урок, если он настоящий, – это совместное творчество учителя и ученика. Он и искусство, и труд. Начинается этот урок задолго до своего академического часа, готовится часто бессонной ночью. Недаром Галазов сравнивал учителя с режиссером. И это не красивые слова. В них большая правда. Ахсарбек очень верил в своих воспитанников, в их способности, в возможности одолеть премудрости основ наук. Как же ему всегда хотелось найти тот единственный педагогический ключик, с помощью которого можно открыть доступ к тем интеллектуальным, нравственным, физическим сокровищам, что щедро заложены (а он был в этом абсолютно уверен) в каждом человеке самой природой. "Я учил их и учился у них. Невозможно сказать о каждом, нарисовать день за днем, неделю за неделей, год за годом этот наполненный до предела и радостями открытий, и горечью больших и малых неудач период... Он навсегда останется самым интересным и богатым куском моей жизни", – рассказывает Галазов в книге "Пережитое". И ему очень веришь, потому что это кредо он пронес через всю жизнь. Сколько радости, гордости испытывал он, когда видел откровенный рост своих ребят, коллег. И, собственно, в дальнейшем тоже умел проявлять чувства и своевременно поддерживать любого, кто стремился к чему- то новому и большому. Так, помню, когда была написана моя книга "Пока мы живы" – о педагогах-фронтовиках и их учениках, судьбы которых искорежила война, первым человеком, который откликнулся на этот труд, был именно Ахсарбек Хаджимурзаевич.

Он помог выпустить сборник – и сделал все ненавязчиво, не как благодетель, а заинтересованно, хорошо понимая, как это важно и для самого автора, и для будущих читателей. А такое, поверьте, встречается редко-редко и никогда не забывается.

Учитель Галазов был исключительно благодарным человеком: через всю свою жизнь он пронес светлейшую память о хумалагских коллегах, их подвижническом труде. Считал, что именно товарищи по работе в школе, односельчане и первые ученики зарядили его на всю жизнь энергией на благородные дела во имя человека. Возможно, именно из отношения ко всему этому и родилось то глубочайшее уважение к труду учителя, которое он сохранил навсегда.

А потом была работа другого ранга. Пятнадцать лет... Пятнадцать... Ровно столько Ахсарбек Хаджимурзаевич был нашим министром просвещения. Инспектор минпроса, директор института усовершенствования учителей, инспектор отдела школ и вузов обкома КПСС – все это только первые ступеньки к тому, что началось потом. Он сразу понял, что самой надежной опорой в его труде должны стать многоопытные педагоги. Очень почитал Михаила Заурбековича Уруймагова, Василия Матвеевича Байтуганова, Георгия Борисовича Ситохова. Это были люди с высочайшим, непререкаемым авторитетом, завоеванным собственным талантом и напряженной работой. Именно к ним, умеющим щедро делиться своими знаниями и опытом, нередко обращался новый министр.

Он никогда не ссылался на недостатки своих предшественников, не сваливал на них свои неудачи, понимая, что каждый из них выполнял все, что мог, в зависимости от времени и обстоятельств. Ахсарбек Хаджимурзаевич не был чиновником в общепринятом понимании этого слова. Он не держался за свое место и делал все, не просто следуя удобным, устоявшимся директивам, а, наоборот, часто нарушая их. Так было и в тот раз.

Школы Осетии уже перевели на работу в одну смену. Это было, конечно, решением сверху, оно не могло быть подкреплено реальной, стабильной конкретикой: под классные комнаты срочно использовалось все без разбора: коридоры, перегороженные фанерой, хозяйственные постройки и многое другое.

Зато рапорт в Москву о завершении работы уже отправили. И вдруг... Министр обнаружил, что в одном из районов республики начальные классы переведены в саманную постройку, бывшую конюшню, за время летних каникул силами учащихся и учителей наскоро приспособленную под школу. Условий для занятий здесь не было вообще никаких: темно, душно, спертый воздух... Ахсарбек Хаджимурзаевич не стал ругать ни директора школы, ни заведующего районо: понимал, что они были только жертвами времени, бессловесными исполнителями циркуляров, спускаемых сверху. Волевым решением, прекрасно осознавая, что обком КПСС будет активно протестовать, Галазов взял ответственность на себя: принял решение – все школы, где для односменных занятий нет условий, вновь перевести на работу в две смены. "Нельзя во имя идеи и благих намерений государственных чиновников от просвещения рисковать здоровьем детей. На тот свет аттестат зрелости не требуется..." – сказал он. Кстати, об этом его удивительном умении брать ответственность на себя... Это, по-моему, если уж называть вещи своими именами, и есть та профессиональная смелость, без которой настоящий специалист никогда просто не состоится. А он, Ахсарбек Хаджимурзаевич, состоялся как раз потому, что не боялся идти наперекор установившемуся, общепринятому, давно сложившемуся. Не опасался быть первопроходцем. А это, как принято говорить, дорогого стоит.

Сколько школ построили в республике за те пятнадцать лет, что он был министром просвещения... Было организовано бесплатное питание для учащихся начальных классов, созданы группы и даже школы продленного дня за счет шефствующих предприятий, учебные заведения нашей Осетии перешли на бесплатное обеспечение ребят учебниками и письменными принадлежностями. Да разве здесь расскажешь обо всем...

Галазов хорошо понимал огромную роль семьи в воспитании детей, именно этому вопросу был посвящен съезд работников народного образования и родительской общественности, проведенный в январе 1965 года. Да, многое было в жизни министра за пятнадцать лет труда, принесшего радости, разочарования, успехи, нарекания.

И все же главным оставался светлый оптимизм, те разумные требования и глубокое уважение к учительскому корпусу, готовность всегда и везде защитить его, та настойчивость, вера в наше образование, личный пример, без чего Ахсарбек Хаджимурзаевич как министр просто не смог бы выстоять. А в 1976 году его переводили на другую работу – в СОГУ. Он был очень нужен именно там. Прощание с коллегами по минпросу было очень трогательным. Вот как вспоминает тот день сам Галазов: "Мне было тяжело уходить из этого коллектива. Было все: радости и горе, взаимопонимание и обиды, согласие и споры, но не было предательства, мелких будничных разборок, бытовых склок.

– Спасибо, товарищи! – выдавил я из себя, и горло перехватил спазм (это был, наверное, единственный случай в моей жизни, когда я не смог говорить).

Молчали и сотрудники минпроса. Слезы блестели на глазах у многих. Выступила только заместитель министра Валентина Ивановна Уртаева, которая не столько сказала, сколько выдохнула:

– И все-таки такого министра просвещения в Осетии больше не будет!"

Как же она оказалась права! Проработав в системе народного образования не один десяток лет, я всей душой присоединяюсь к ее пророчеству. Да, больше такого талантливого, всеми уважаемого министра-подвижника у нас действительно никогда не было! И это, поверьте, чистая правда!

Даже через много лет, живя уже в Москве, работая в системе культуры, он регулярно читал нашу газету "Северная Осетия", живо интересовался делами республики, особенно народным образованием. Иногда звонил, чтобы поздравить с очередным праздником или с тем, что появилась какая-то, на его взгляд, удачная публикация. Меня поражало его пристальное внимание к проблемам школы. Хотя, в общем-то, и это было закономерно. "Понимаете, бывших министров просвещения просто не бывает, как и бывших учителей. Это навсегда", – с улыбкой говорил он. И ведь, если вдуматься, так оно и есть. Он никогда ни о ком не отзывался плохо. Не наклеивал ярлыков. Не рубил с плеча. Во всем пытался разобраться и найти то рациональное зерно, которое может быть оправданием тому или иному поступку кого-либо. Его удивительная толерантность – настоящий талант. Поэтому я хорошо понимаю тех лидеров из кавказских республик, которые именно Ахсарбека Хаджимурзаевича считали своим аксакалом, Учителем. И как справедливо, что в трудные минуты, когда у кого-то возникала трещина во взаимоотношениях с соседями, именно он, Галазов, становился посланцем мира. Его мудрые, продуманные советы и решения не однажды превращались в основу разных документов, касающихся Северного Кавказа. Недаром премьер В. С. Черномырдин так высоко ценил Ахсарбека Хаджимурзаевича и оказывал ему всяческую поддержку.

А если говорить о Минпросе России... Да что там! Вот только один из массы примеров. Помню, мне нужно было выступить от имени руководителей делегаций на закрытии Всероссийского литературного праздника школьников в лермонтовских Тарханах. Уже после торжества заместитель министра просвещения РСФСР Л. К. Балясная во всеуслышанье попросила меня передать ее признательный поклон "одному из самых достойных, ярких просвещенцев России" (ее слова):

"Такие талантливые ученые, такие руководители у нас в стране на вес золота..." И она нисколько не фальшивила, не кривила душой. Это было признанием больших заслуг большого человека.

Автор: Валентина БЯЗЫРОВА, заслуженный учитель РФ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 324

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика