Светлана КАСАЕВА, заслуженный работник культуры РСО–А, г. Алагир:
– Надо верить в ребенка. Обязательно! Верно говорят, что нет детей совсем бесталанных, нужно просто увидеть в них способности и всячески их развивать. За время работы с детьми я в этом убедилась. Поддержка ребенка даже добрым словом его вдохновляет к работе над собой, и тогда его творческая личность проявится во всей полноте. И это – главная забота родителей и педагогов.
Роза ТАНДЕЛОВА, руководитель творческого объединения "Талата":
– Работая с детьми, я применяю метод "от простого – к сложному". Широко использую осетинский народный фольклор, игры, обряды. При этом наблюдаю, какая мотивация у ребенка, какой творческий потенциал. Как у педагога дополнительного образования, у меня больше возможностей раскрыть таланты ребенка. Мы изучаем устное народное творчество, основы хореографии, героические и трудовые песни, разные ремесла. Работы детей по декоративно-прикладному искусству я выставляю на различных конкурсах, тем более, когда есть возможность онлайн участия. А грамоты и дипломы - это дополнительная мотивация для них. У меня есть воспитанница Елизавета Гиголаева, которая в "Талата" ("Ростки") с первого класса. Она занимается обработкой шерсти и уже может сама обучать других. Есть у меня еще один "аксакал" Сармат Базаев, который может давать мастер-классы по национальным видам игр.
Фатима ПАГИЕВА, заслуженная артистка РЮО, педагог допобразования Центра детского творчества им. К. Пагиева:
– Как у всякого творческого человека, у меня свое видение того, как помочь ребенку творчески раскрыться. Надо начать с Центра детского творчества. Познакомиться с педагогами, узнать, какие у них кружки и условия, и тогда выбрать определенное направление.
А если ребенок "особенный", то у нас есть инклюзивные театральные студии. Могу привести пример из собственного опыта, когда один из моих неговорящих воспитанников благодаря участию в инклюзивной театральной студии заговорил. И ему даже доверили одну из ведущих ролей. Главное – дать фантазии детям свободу, поддерживать их начинания.
Людмила БАЗИЕВА, педагог:
– Слышала отзыв от взрослого человека: "родители не отдали меня в художественную школу, и из-за этого мой талант не раскрыт, проглядели". И что? Не сложилась жизнь и нет других возможностей реализовать себя? Не думаю, скорее, это рассуждения человека, находящегося в кризисе, и жалеющего об упущенных возможностях, хотя это, конечно же, был не единственный возможный путь.
В целом, мне кажется, человек не должен быть заложником таланта. То есть, если у него есть музыкальные способности, не обязательно связывать свою жизнь с музыкой, если это не совпадает с его интересами или ценностями. Или природной гибкости не нужна жертва в виде "профессионального" занятия гимнастикой.
Александра БАБАЕВА, предприниматель:
– Ребенку 2 года, нравится рисовать, прыгать, бегать, танцевать со мной, собирать конструкторы по типу лего, обожает пазлы. Так как сама иногда рисую, то просто покупаю ему краски, альбомы, сколько хочется, но не даю раскраски, чтобы не ограничивать воображение.Также развиваю языки, с рождения говорю с ним на английском, он понимает, выполняет просьбы...
Из внешнего хочу подключить музыкальное развитие.
Папа в будущем хочет отдать его на борьбу, так как сам спортсмен. Понимаю, что в два года рано судить о будущих предпочтениях ребенка, но все равно хочется сейчас уже выбрать определенную стратегию.
Этери ХОХОЕВА, исполнительный директор СОРО ООО МСП "Опора России":
– Чтобы помочь ребенку раскрыть свой талант, в первую очередь надо дать ему хорошее образование. Причем это не только школа, вуз, ссуз.
Смотрю современные учебники, анализирую задания и понимаю, что они отбивают у ребенка все желание учиться. Мой принцип – работать через советскую систему образования. И я не одна такая. У нас есть сообщество, в котором в цене содержание, а не форма. История непростая, но ради своего сына, его будущего готова тратить нервы, время, деньги. Уделяю время и творчеству ребенка. Музыка, рисование, различные кружки – ему надо дать шанс все попробовать. Я предприниматель, и мы иногда играем в предпринимателей. Сын любит ощущать себя бизнесменом, дает интересные идеи, причем просит их воплощать в жизнь. В общем, и мне подсказывает.