У медико-психолого-педагогического сопровождения много направлений: групповая и индивидуальная диагностика, консультирование, развивающая работа. И вообще психолого-педагогическая служба – это тоже лицо сегодняшней школы. Да, ей, пожалуй, как никогда раньше, очень нужны и квалифицированные психологи, и умные социальные педагоги. Для них всегда найдется немало дел. Важных и неотложных. И это вполне объяснимо.
Однако что бы мы сейчас ни рассматривали, о чем бы подробно ни говорили, чему из новинок, обогативших школу, ни пели бы заслуженные дифирамбы, без серьезной работы с семьей успеха не будет. Так было и, я уверена, будет всегда, потому что именно родители неизменно должны быть нашими главными помощниками. Вот почему сегодня, как никогда, необходимо именно психолого-педагогическое просвещение семьи.
Право воспитывать... Действительно, какое, на первый взгляд, удивительно доступное право... Появился в доме малыш – ты уже считаешь себя его воспитателем. Случилось у кого-то что-нибудь с сыном или дочерью – компетентно даешь советы. И вроде бы все как надо, все "с серьезным видом знатока"... А ведь сколько следует понимать, чувствовать, переживать для того, чтобы поднять мальчишку или девчонку, чтобы научить детей главному – жить среди людей достойно. Далеко не у всех хватает для этого сил и терпения, а если говорить о наличии специальных знаний по психологии ребенка – это вообще для многих темный лес.
Жаль, что в нашем обществе очень редко оценивают человека не только по его деловым качествам, но и по тому, каким воспитателем собственных детей он является. За примерами, впрочем, далеко ходить не надо. Так, за сорок семь лет педагогического труда я только дважды встретилась с тем, что учреждение специально интересовалось, как учатся сыновья и дочери его сотрудников. Более того, там даже была Доска почета, где располагались фотографии лучших матерей и отцов из числа служащих. И, что отрадно, попадали туда вовсе не родители отличников, а именно те, кому удалось главное – вложить в ребенка те морально-этические качества, которые, как воздух, нужны окружающим. Да, отец мальчика – полковник, прекрасный начальник отдела, профессионал в своем деле. Но какой он родитель? Как на это смотрят педагоги, школа? Помню, тогда я была приятно поражена. И воодушевлена. Значит, может быть и такое, значит, есть надежда на лучшее, не все так уж беспросветно.
Трудно объяснить, как это бывает: почему у одних с воспитанием детей все получается, а другие, как ни бьются, остаются у разбитого корыта. Может, вообще родительский талант – дар от Бога; может, это результат титанического труда, а может, просто живой, наглядный пример самих старших...
Честно говоря, мне никогда не доводилось видеть СИСТЕМУ общешкольной работы с родителями. К большому сожалению. Правда, хороших задумок, начинаний на моем педагогическом веку было очень много: это и создание общешкольного университета для пап и мам, и предварение классных родительских собраний встречами в актовом зале школы всех взрослых, и поощрение лучших отцов и матерей в конце учебного года благодарностями и почетными грамотами за хорошее воспитание детей, и обмен родительским оптом, и приглашение специалистов-психологов или работников правоохранительных органов для чтения лекций. Да, такое, конечно, было. Но не как система. Чаще от случая к случаю... Может, поэтому так запомнилось то, что встретилось в практике других людей.
В течение двух с половиной лет мне посчастливилось работать в Комитете по науке, культуре и народному образованию Верховного Совета СССР под руководством академика Юрия Алексеевича Рыжова. Это было интересное, плодотворное время. Постоянные открытия, серьезная учеба, ответственность за многих и многое. Неотложные проблемы, необычные люди, неожиданные встречи... Одна из новых коллег – Евдокия Федоровна Бобылева – заслуженный учитель России, директор Одоевской средней школы Тульской области, педагог с огромным стажем работы, человек мудрый, очень образованный, народный депутат СССР от Всесоюзной организации ветеранов войны и труда. Так вот она несколько месяцев провела в Павлыше – на родине выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посещала семинар в его знаменитой школе... для родителей, прослушала курс лекций, которые читали сам Василий Александрович и педагоги, работавшие под его руководством. Школа для родителей... Да-да, именно так скромно называлось это место. Без всяких ярких современных фраз, без фанфар, без звона колоколов. Там получали знания папы и мамы будущих школьников (с ними начинали работу за три года до начала учебы их детей), группы родителей учеников начальных классов, пятых-шестых, седьмых-восьмых и девятых-одиннадцатых. Главное, о чем говорили здесь с отцами и матерями, – мудрость воспитания, суть любви к ребятам, гармония доброты и требовательности, ласки и строгости, воспитание подлинной гражданственности. Все это проводилось с большим тактом, не прикасаясь к личному, зачастую болезненному; педагоги и сам Василий Александрович просто стремились предотвратить, предупредить ошибки родителей в тонком деле духовной жизни. Ведь, действительно, там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям только калечит последних. А сколько мы знаем разновидностей этой уродливой любви. Главные из них – это любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. Если подумать и хорошо проанализировать то, что рядом с нами, мы найдем массу примеров каждой такой "любви".
Первая – это то, что развращает душу ребенка: он не имеет удержу своим желаниям, не знает, что есть понятия "можно", "нельзя", "надо"; вырастает капризным существом, для которого малейшее требование жизни – непосильная тяжесть. Это эгоист до мозга костей, не воспринимающий своего долга перед родителями. И, действительно, прав Сухомлинский. Стоит ли вдалбливать в головы детей истину (а это бывает то и дело, особенно сегодня, наши СМИ в этом особенно преуспели): "Вы – радость нашей жизни". У многих ребят складывается убеждение, что они делают взрослым большое одолжение, принимая от них материальные и духовные блага. Отсюда и детское тиранство, от которого родители потом хватаются за голову. Но, как оказывается, бывает уже поздно...
Деспотическая любовь... В этих семьях почвой для самодурства родителей является смесь дремучего бескультурья и эгоизма. К своим детям они относятся, как к вещам. Это просто упоение властью человека над человеком. А есть ли, скажите, пожалуйста, что-то более отвратительное... Вот и извращается, глядя на все это, в ребенке представление о каком-то добром жизненном начале, он вообще перестает верить в человека и человечность. И ожесточается в такой обстановке мелочных придирок, постоянных упреков. Вот откуда берутся грубость, бессердечие. Пропадает, в общем-то так и не успев закрепиться, всякое желание быть хорошим. А ведь последнее и есть самое тонкое движение человеческой души. И все оттого, что родители забыли (или, что скорее, никогда не знали), что их сын, их дочь – такой же человек, как и они ,что его душа явно восстает против чьей-либо попытки сделать его игрушкой своего произвола. Сколько же трагедий следует за всем этим... Не счесть...
Помню, у нас было очередное родительское собрание. И выяснилось, что многие мамы и папы упорно считали, что оценка успеваемости выражает вместе с тем и оценку нравственности. Стоит, мол, хорошо "нажать" – ребенок будет учиться только на 4 и 5. Истинное заблуждение, которое подчас невозможно разрушить. Хотя нужно ли хитрить? Чуть ли не большинство учителей именно с оценки начинают – той же оценкой заканчивают разговор с родителями об их чаде. Чаще всего все и сводится к прямолинейному выводу: хорошие оценки – хороший человек, и наоборот. Какие вообще могут быть споры, когда это просто педагогически неграмотный взгляд. Не у всех же детей одинаковые способности... А кроме того, как часто сегодня в школе встречается (и это началось совсем не сегодня) откровенное очковтирательство: неудовлетворительные знания совершенно спокойно оцениваются тройкой. В результате – "идиллия". Зато тебя потом оставляют в покое да еще, глядишь, и стимулирующую надбавку подкинут – и все в ажуре. Печально...
А любовь откупа... Разве мало у нас матерей и отцов, которые искренне убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они прекрасно выполняют родительский долг... Ребенок великолепно "упакован", у него новейший планшет, мобильник из разряда "супер", он накормлен, здоров, у него репетиторы, которые высоко котируются... Что же вам еще надо? Сколько раз на родительских собраниях я, например, слышала от кого- нибудь из взрослых одну и ту же тираду: "Я работаю... Поймите, до него (нее) руки не доходят..." И всегда становится не по себе. Как же так, думаешь... Почему все свалено только на школу? И что это? Легкомыслие, эгоизм, толстокожесть? Что? И перед педагогами новая проблема – как нужно воспитывать детей, у которых в силу семейных обстоятельств опустошен, обезличен эмоционально-нравственный мир. А делаем ли мы вообще что-либо в этом направлении? Вряд ли... Разве что заботимся о том, как "обеспечить" все ту же стабильную успеваемость ребенка, который чувствует, что он одинок, что по большому счету семье он просто не нужен.
Проблем сотни. Вопросов тысячи. И кто ответит на них? Дети тем временем разительно меняются у всех на глазах. Вчерашний "котенок", добрый, сговорчивый, послушный и пушистый, став подростком, сделался грубым, своенравным. Почему такое происходит?! Родители порой в отчаянии. А ведь зачастую им просто недостает элементарных познаний в области психологии. Или же еще. Почему частенько сын, дочь не уважают родителей? Как приобщить детей к домашнему труду, как воспитать их помощниками? Как научить мальчика или девочку ответственности перед людьми, которые рядом? Как наказывать детей? Как сделать, чтобы не перегнуть палку? Родители далеко не всегда могут вовремя ответить на эти вопросы. А учителя, бывает, только подливают масла в огонь: чуть что – в дневнике ученика появляется очередная запись-жалоба: "Немедленно примите меры... Обязательно придите в школу... Предупреждаю в последний раз..." Отец и мать в гневе, дети же начинают тихо ненавидеть и школу, и семью... Порой после таких "посланий" к учителю ни маму, ни отца на аркане не затянешь... Знают: последует очередная нотация... Да, не совет, не доверительная беседа, а очередное унижение.
Классные родительские собрания частенько превращаются в обыденный разговор о нуждах школы, очередном сборе денег, в обсуждение проблем все тех же нерадивых детей... А диалога между семьей и школой так и не получается. И проблемы не решаются. Вот и выходит, что воз и ныне там... К великому сожалению.
А теперь хочется опять вернуться к школе для родителей В. А. Сухомлинского. Сколько такта, терпения, сколько добрых побуждений, мудрости, гуманности вложено было в уроки, проводимые там специально для отцов и матерей. Как последовательно, доверительно, умно и своевременно преподносились знания по психологии, педагогике; сколько прекрасных книг было прочитано вместе; сколько диспутов проведено! Там, кстати, никогда не гнушались принципом: "Новое – это хорошо забытое старое"... И они становились единомышленниками – семья и Павлышская средняя школа. А это ли не победа? Это ли не цель? Даже трудные дети не чувствовали себя обреченными, изгоями, потому что ими занимались все, потому что каждому до них было дело... Здесь активно помогали молодежи найти свое призвание, полюбить труд. А ведь сделать последнее так сложно. И далеко не всегда родители и школа вообще задумываются над этим, хоть все в один голос твердят, что именно обрести свое предназначение, утвердиться в нем – это и есть источник счастья.
Может быть, вы читали рассказ Марка Твена о рае, где нет ни святых, ни ангелов, ни божественного ничегонеделания. Люди живут там так же, как и на грешной земле. Разница в одном: там каждый занимается делом по своему призванию. Например, безвестный на земле сапожник становится знаменитым полководцем после смерти, а бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал довольствуется в штабе скромной ролью писаря. Писатель, надоевший читателям нудными и никому не нужными романами, находит свое истинное призвание в профессии токаря по металлу. Человек, случайно попавший в педагоги, всю жизнь мучивший и себя, и учеников, оказывается прекрасным бухгалтером. Я не один раз перечитывала этот замечательный рассказ. И всегда думала: хорошо было бы добиться такого положения уже на этом свете. Однако пока увы... К большому сожалению, очень часто бывает совсем по-другому...
А что касается Василия Александровича Сухомлинского... Неожиданная смерть помешала этому замечательному советскому педагогу закончить книгу для родителей, о написании которой он мечтал всю свою жизнь. Но, несмотря на незавершенность ряда материалов, сборник представляет большой интерес для каждого, кто работает с детьми, кто воспитывает их, думает о завтрашнем дне наших молодых людей. Была бы моя воля, я издала бы эту "Книгу для родителей" миллионными тиражами и подарила каждому учителю, каждому директору школы, каждой семье. Пусть бы везде звучало мудрое слово педагога-новатора.
Каких людей ждет сегодня наша Россия? Кому вручит она свою судьбу? Кому доверят матери и отцы свою старость? Они сидят пока еще за ученическими столами – эти мальчишки и девчонки, делают свои первые открытия, только постигают азы гражданственности. И как важно для родителей именно в это время протянуть им руку дружбы, стать не только опекунами и кормильцами, а настоящими старшими товарищами, друзьями. И как необходимо семье и школе идти к своей высшей цели одной дорогой.