[F]Как спасти объект культурного наследия, служивший главным форпостом Донифарсского общества[/F]
Еще в 1807–1808 гг. академик Юлиус КЛАПРОТ в своем отчете по итогам экспедиции на Северный Кавказ писал: "Лезгор, Донифарс живут совершенно изолированно от остальных дигорцев, сохранили свою независимость и не были подчинены баделятам, от которых они защищались в своих укреплениях. Это было общество с патриархально-родовым устройством, свободное от феодальной зависимости. Подобные общества управлялись старейшинами…"
Одним из самых известных и прославленных старейшин был Есе Кануков. Он сумел организовать вооруженное восстание, в результате которого донифарсское общество избавилось от посягательств кабардинского князя.
По преданию, кабардинский князь Кайтукин Сари-Асланбек задумал захватить донифарсские земли. Послал он двух своих черных быков на пастбища Таторс. Узнал об этом Есе и велел пригнать быков, заколоть их и устроить пир в честь начала сенокоса. Оставить быков пастись свободно на пастбищах означало, что донифарссцы признали власть кабардинского князя. У Сари-Асланбека появился повод для открытой агрессии, и он повел свою хорошо вооруженную дружину в Дигорию. Остановился отряд на поляне Мисигон, что на земле Донифарс, и отправил к Есе послов, чтобы объявили они волю князя – собрать дань с донифарссцев за семь лет. Есе выслушал их и сказал: "Если князь – гость и с добрыми намерениями пришел, то пошлют ему на завтрак чурек с сыром, а на обед мясо с алутоном. Если же он пришел не как гость, то закроют его в хлеве с черными свиньями".
Донифарссцы всю ночь при свете горящего костра танцевали на крыше башни Есе. Кабардинские дружинники были несколько смущены: "Что за люди, которые веселятся, не обращают внимания на грозящую опасность".
Утром, когда Сари-Асланбек совершал омовение, раздался выстрел и кувшин с водой вдребезги разлетелся. Кабардинский князь послал узнать – в него ли целился Есе или в его кувшин. На что Есе ответил: "Спросите своего князя, кто больше – он или его кувшин". Понял князь, что здесь он не поживится данью, а может, и жизнью поплатиться, и вернулся со своим отрядом домой.
Никто с тех пор не приходил в Донифарс за данью. А слава о Есе Канукове разнеслась далеко за пределы Донифарса.
Ружье, принадлежавшее Есе, впоследствии стало фамильной реликвией Кануковых и передавалось из поколения в поколение. Но в 60-х годах XIX века кто-то из переселенцев-мухаджиров захватил ружье с собой в Турцию. К счастью, на чужбине оно не затерялось. Ружье вернули и передали в краеведческий музей. А вот сторожевая башня Есе Канукова, служившая символом мужества и независимости донифарссцев, которая была главным форпостом Донифарсского общества, к сожалению, оказалась под угрозой разрушения. Уникальный памятник архитектуры – объект культурного наследия федерального значения, датируемый ХVI–XVIII веками, требует серьезного финансирования для восстановления или хотя бы консервации. Сегодня активисты и Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Северной Осетии бьют тревогу, но необходимая поддержка все еще не найдена. Это сокровище культуры может стать важным объектом, привлекая внимание путешественников и исследователей, интересующихся богатой историей Осетии. Восстановленная башня могла бы способствовать развитию туризма.
А для этого все неравнодушные к истории и культуре нашего народа должны объединиться и поддержать усилия по восстановлению башни Есе Канукова. Это не только дань памяти нашим предкам, но и шаг к созданию новых возможностей для привлечения туристов в наш край, который богат историей и уникальными традициями.