Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Путешествие по хетагуровским местам

[F]ПАМЯТИ КОСТА 15 октября великому поэту Осетии, талантливому драматургу, публицисту, этнографу, живописцу, основоположнику осетинской литературы и осетинского литературного языка исполнилось 165 лет[/F]

Жизнь и творчество Коста, так часто называют великого поэта на родине, очень многогранны. Хотя о нем написано немало, считаю, что исследователи его творчества откроют еще массу неизученных страниц.

В его судьбе были безрадостное детство, сиротство, стремление к поэзии, живописи, учеба в Ставропольской гимназии – одном из прогрессивных учебных заведений Северного Кавказа, затем – и в Академии художеств Петербурга, постоянные преследования со стороны царского правительства за вольнодумные стихи. Сокровищницей осетинской литературы стал сборник великого поэта "Ирон фандыр", стихи освещают жизнь народа, его мечты, чаяния. Поэзия тесно связана с народным устным творчеством, которое помогало поэту глубже понимать историческое прошлое народа, его заветные думы и стремления.

Хетагуров жил, учился, работал во многих местах – в Карачае, Херсонесе, Ставрополе, Пятигорске, Петербурге. Ставрополь Коста полюбил сразу, тот стал для него вторым домом, полным юношеских надежд. Именно здесь он формировался как поэт, художник, публицист, утверждались его творческие устремления и жизненная позиция.

Во второй раз поэт приехал сюда после окончания гимназии в феврале 1893 года. Город, с которым его всегда связывали самые теплые воспоминания, друзья из гимназии, а главное, наверное, то, что в Ставрополе жил человек, который своим личным примером оказал глубокое влияние на формирование его личности и во многом благодаря которому он стал живописцем. Этим человеком был учитель живописи гимназии Василий Иванович Смирнов, талантливый художник и педагог.

Тогда же Коста стал работать секретарем газеты "Северный Кавказ", занимался не только внутренней и внешней корреспонденцией, но также вел и городскую хронику. В 1895 году бесплатным приложением к газете вышел его сборник стихов на русском языке. Приезду Коста очень обрадовался его учитель. Летом 1893 года Смирновы наконец-то купили собственный дом-усадьбу. Василий Иванович предложил Коста пожить у них, ему предоставили комнату с отдельным выходом. Дом находился на улице Александровской. Коста с удовольствием переехал к учителю.

У Смирновых была большая семья – восемь детей. Они все любили Хетагурова и называли его просто по имени. Коста в свою очередь окружил вниманием и любовью детей. Смирновы-младшие с радостью учили стихи поэта, слушали его рассказы. Он выписал им детский журнал "Задушевное слово", в котором печатались и его детские произведения, сказки. Дети Смирновых с радостью шли в воскресные дни в рощу на гулянья, где играми обычно руководил Коста, он придумывал множество детских игр и забав.

Благодаря Хетагурову у Смирновых-младших появился и свой театр юных зрителей, под его руководством они ставили разные сказки. Коста не только развивал творческое воображение, но и прививал детям хороший вкус. Так, при его непосредственном участии были поставлены "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Мороз, Красный Нос" Н.А. Некрасова и другие произведения. Назывались эти представления "живыми картинами". В ролях играли дети, костюмы к спектаклям рисовал Коста, а в доме Смирновых их шили. Сам Хетагуров играл роль автора или рассказчика.

Коста проработал в Ставрополе до 1897 года. Поэт в последний раз приезжал туда в 1901 году. Он вновь стал работать в газете "Северный Кавказ" сначала – техническим секретарем, затем – редактором. Его заметкам "По городу", а также корреспонденциям, статьям и фельетонам были присущи боевитость, разнообразие тем. Они подняли престиж газеты. На ее страницах вновь стали публиковаться объявления, которые приглашали в Народный дом на спектакли, благотворительные вечера, концерты. Газета "Северный Кавказ" в те дни писала: "…вечер прошел очень оживленно, из чтецов особенно обратил на себя внимание Хетагуров, прочитавший собственное произведение "Перед судом"…" Поэт читал лекции на естественнонаучные и исторические темы в воскресной школе, там же поставил спектакль по пьесе Александра Островского "Бедность – не порок", организовал первый детский театр и кружок изящных искусств. Главным же его делом была работа в газете.

В Ставрополе чтят память великого осетинского поэта. 15 октября 1959 года, в день 100-летия Хетагурова, был открыт памятник (автор – скульптор Ф. Перетятько). В Музее истории города, который находится в доме, принадлежавшем В.И. Смирнову, находится мемориальная экспозиция, посвященная ставропольскому периоду жизни К. Хетагурова. Небольшая площадка у входа в комнату, где жил Коста, выложена камнем, привезенным из родного селения поэта – с. Нара.

С Украиной его связывало время пребывания в Херсонской ссылке в 1899–1900 годах. В Херсоне и Очакове Коста создал ряд лирических произведений, в том числе поэму "Плачущая скала", начал писать большую поэму "Хетаг", которая, к сожалению, осталась незаконченной. В Очакове он жил в доме рыбака Иосипа Васильевича Данилова, у которого был девятилетний сын Федор. Когда там в 1959 году праздновали 100-летие со дня рождения великого поэта, в местной газете "Коллективист Очаковщины" были опубликованы воспоминания Федора Данилова: "Мой отец Иосип Васильевич Данилов был бедным очаковским рыбаком... вспоминаю, что с первых дней очень полюбил и привязался к дяде Коста. Мне тогда было девять лет. Ходил на почту за его газетами и письмами, помогал ему делать вырезки из газет. Вместе с ним бегал на обрыв, с которого на несколько километров было видно море. "Смотри на эти тучи, что висят над морем, – обращался он ко мне, – они напоминают мне Осетию, где я родился. Там такие люди и дети, как и здесь, бедствуют, как и вы. Когда вы вырастете, приезжайте к нам в гости. Вот тогда мы попоем". Дядя Коста был моим первым учителем, он всех нас учил грамоте. Купил карандаши, тетради. "Ты, Федя, учись писать и читать, письмо мне напишешь!" – говорил он. Еще вспоминаю, как вечерами к моему отцу приходили рыбаки. Дядя Коста разговаривал с ними. Нас, детей, мать укладывала спать. Я помню, когда началась революция 1905 года, отец говорил мне: "Федор, когда царя не будет, все люди станут вольными, об этом Коста говорил".

На Украине в советский период украинские поэты-переводчики перевели на украинский язык многие произведения Коста: М. Рыльский, В. Сосюра, М. Шеремет, И. Клименко и другие. Большой вклад в дело изучения и популяризации творчества Коста внес поэт, академик Павел Григорьевич Тычина. Он был редактором и составителем первого издания на украинском языке сборника "Ирон фандыр" в 1950 году. Павел Григорьевич в своей статье "Коста Хетагуров" писал: "Давно уже отшумели потоки времени, в каком жил и творил Коста Хетагуров, а дела его с каждым днем все больше нам понятны. Потому что поэт близок нам всем, потому что он наш, родной".

Для Коста Пятигорск, как и Ставрополь, стал вторым домом. Здесь он пробыл не более двух лет, называя это время "лучшими днями" его жизни. Чем для Коста был Пятигорск? В нем он нашел свою большую и неразделенную любовь. В местном театре сам поставил свою пьесу "Дуня", писал статьи в "Сезонный листок", общался со своими многочисленными друзьями и единомышленниками, писал стихи. В гостинице купца Тупикова, которая располагалась на улице Церковной (ныне – улица Соборная, 3), Хетагуров снимал номер с августа по октябрь 1898 года, когда лечился в Пятигорске. В гостинице Шульгина "Централь", которая располагалась на углу улиц Дворянской и Елизаветинской (современный адрес – ул. Карла Маркса, 3/5), 25 февраля 1901 г. состоялась премьера пьесы Коста "Дуня". Поэт любил Пятигорск, мечтал остаться и остался – в названиях улицы, стихах и статьях. В 2009 году недалеко от мэрии, в небольшом сквере, был установлен бронзовый бюст великого осетинского поэта (автор – зодчий из Северной Осетии Георгий Сабеев). Ежегодно на протяжении 15 лет по инициативе осетинской общины Пятигорска у памятника проводятся поэтические митинги.

Коста очень многое связывало и с Алагиром. В 1888 – 1889 годах он расписывал храм. Фрески, выполненные Хетагуровым, великолепны. В своей статье "Художник Коста" выдающийся осетинский художник Махарбек Туганов о своих впечатлениях после знакомства с живописью осетинского поэта на стенах Алагирского храма писал: "В большой фреске "Голгофа" Коста достигает изумительной гармонии голубоватых тонов, в дымке которых чувствуется колорит родных гор, передаваемых Коста с большим умением". К сожалению, во время фашистской оккупации был разграблен музейный архив в Алагире, который находился в храме, пропали многие материалы, связанные с пребыванием Коста.

Во время работы в храме он жил в доме учительницы неполной средней школы Марии Гавриловны Гавриловой. После, бывая в Алагире, он останавливался в доме у своего родственника священника Георгия Хетагурова. С Алагиром Коста связывала не только работа в церкви, но и друзья, которые жили там: Угалык и Алмахсид Цаликовы. Угалык был офицером артиллерийской бригады, дислоцировавшейся в Алагире. Им Коста посвятил забавные стихи:

"Ах, Угалук! Ах, Угалук! –

Позволь пропеть тебе на лире:

Совсем отбился ты от рук

В твоем прекрасном Алагире…"

Жители Алагира с любовью и уважением относились к Коста, об этом свидетельствует факт пожертвования средств в пользу больного поэта.

А когда его не стало, то на похоронах алагирцы несли венок с надписью: "От горцев Алагирского ущелья, гордости нашего ущелья".

Как писала газета "Терек" от 14 апреля 1906 г. № 41: "В Алагире, как нам сообщают, группа почитателей Коста Хетагурова устроила 11 апреля в память умершего поэта скачки по осетинскому традиционному обычаю. Скачки прошли очень оживленно благодаря хорошей погоде и громадному стечению народа. Деньги на призы собраны в подписке. Было два заезда: один – для кровных английских лошадей, другой – для лошадей местных пород. Новому кругу для скачек решено присвоить имя Коста".

Завершить наше путешествие в историю я хочу словами Гиго Дзасохова: "…Личности, подобные Коста, являются лучами в "темном царстве нашей повседневной жизни, и память о них должна быть жива среди нас".

Лаура КАСИМОВА,

историк

Автор: ДИЗАЙНА И ВЕРСТКИ ОТДЕЛ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 271

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика