В конце XVIII века, в 1795 году (по некоторым данным, в1798 г.), в небольшом селе Галиат, расположенном в живописном Дигорском ущелье, родился Барег Цаппоевич Корнаев. Согласно историческим записям корни семейства Корнаевых уходят глубже, в начало того же века. Именно тогда вместе с другими уаллагкомскими семьями они решили переехать из Галиата на равнинную местность, в Соппар, где уже существовало поселение. Этот момент ярко иллюстрирует образ жизни и перемещения народов в Российской империи той эпохи. Они, как и многие другие семейства того времени, были вынуждены адаптироваться к менявшимся условиям и новым обстоятельствам, сохраняя свои традиции и культурную уникальность. Об этом свидетельствуют многочисленные документы и записи, позволяющие нам сегодня лучше понимать жизнь простых людей в условиях исторических перемен.
Дигорский округ, куда переселились Корнаевы, был богат историей и культурой. К 1847 году согласно переписи населения в небольшом селе Урсдон, известном также как Кубатиево, насчитывалось 102 двора. Из них три принадлежали представителям семейства Корнаевых Цаппо, Бапаю и Дзили, что подтверждает их значимость и устойчивость в этом регионе.
Барег Корнаев сделал себе имя, приняв участие в ключевых событиях своего времени. О его роли в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов и сопротивлении Шамилю во время Кавказской упоминают многие источники. Влияние Корнаева настолько велико, что даже спустя годы после смерти местные жители все еще вспоминают его подвиги. Интересный аспект биографии был отмечен русским гидрографом А.П. Андреевым, который встретил старика в селе Дарг-Кох, и тот рассказал ему о том, как Барег вместе с отцом участвовали в Отечественной войне 1812 года в рядах осетинских волонтеров. Этот эпизод добавляет глубины к образу Корнаева как героя национального масштаба. Его роль как политического и военного лидера Дигории, способного обеспечивать порядок и уверенность среди народа, была основополагающей. Он стал символом борьбы за справедливость и национальное достоинство.
В 1837 году, во время своего визита во Владикавказ после возвращения из Тифлиса, Николай I провел встречу с представителями различных народов Кавказа. Барег был выбран делегатом от Дигорского общества, чтобы официально поприветствовать царя. Владение Корнаевым не только родным дигорским, но и кабардинским языком, который служил средством межнационального общения на Северном Кавказе, сыграло ключевую роль в его коммуникативной эффективности и позволило успешно выступать в качестве переговорщика.
Деятельность Барега Корнаева в первой половине XIX века была направлена на защиту интересов простого народа. Он стремился достичь отделения от баделиата, местной аристократии, из-за чего ее представители не раз пытался устранить Корнаева. Однако благодаря уважению и поддержке, которую он получал от российской администрации, его жизни ничто не угрожало, поскольку баделиат боялся возможных репрессий. Борьба Корнаева за создание отдельного вольного поселения для дигорцев мотивировала многих, став образцом лидерства и отваги. Тем не менее он стал не только символом национальной борьбы, но и вдохновением для следующих поколений, стремившихся к социальной справедливости и равенству.
В середине XIX века происходит переселение народов Северного Кавказа. Наконец-то удается решить вопрос о разделении дигорских христиан от баделиата. Инициатором этого процесса стал Барег Корнаев, который в 1852 году организовал переселение дигорцев из аулов Кусхо-Майхо, Туганово и Кубатиево в новообразованный аул, который получил название Вольно-Христиановское. Жители аулов, где преобладало христианство, переехали в Вольно-Христиановское, где смогли обосноваться в верхнем квартале, который вскоре стали называть "Уорсдони синх". Это переселение помогло укрепить их религиозную и культурную идентичность.
В то время как христианская часть населения переживала период адаптации и размещения на новом месте, мусульманская часть семейства Корнаевых продолжила проживание в ауле Кубатиево. Однако примерно через десять лет и они последовали за своими христианскими собратьями и тоже переселились в Вольно-Христиановское. Это массовое перемещение не только преобразило социальный ландшафт дигорцев, но и оказалось ключевым моментом для сохранения и укрепления духовной связи среди вынужденных мигрантов. История переселения дигорцев в XIX веке считается важным этапом в сохранении их культурного наследия и религиозной самобытности. Это событие по сей день остается предметом изучения и уважения как важный элемент в истории развития региона.
Численно Корнаевы были вторыми в Христиановском после семейства Акоевых, однако по социальному влиянию им не уступали. Это подтверждает история Барега Корнаева, который после завершения военной карьеры принял решение остаться служить обществу в иной роли – став прапорщиком милиции в Вольно-Христиановском. Его деятельность оказалась многогранной: помимо поддержания порядка Барег принимал активное участие в строительстве первой школы в Дигории и укреплении позиций российской администрации в этом районе в 1860-х годах.
Христиановское общество тех лет характеризовалось не только его жителями, но и военно-административной элитой, к которой помимо Барега Корнаева относились юнкер Бекмурза Тогоев и урядник Гена Акоев. Все трое играли ключевые роли в политической и социальной жизни региона.
В 1859 году полковник Мусса Кундухов, занимавший пост начальника Военно-Осетинского округа, инициировал значительные изменения в социальной структуре общества. Он сформировал документ, который стал известен как "Приговор осетинского народа". Этот документ был направлен на отмену устаревших адатов, они были тесно связаны с родовым строем общества. В процессе этого реформаторского движения активное участие приняли представители различных слоев осетинской общины. Примечательно, что среди тех, кто подписал этот принципиально новый документ, был Барег Корнаев, на тот момент член народного суда Военно-Осетинского округа. Его вклад в процесс преобразований выделяется особенно, учитывая семейные корни. Барег приходился сыном Цаппо Корнаеву – уважаемому старейшине, представителю интересов Вольно-Христиановского общества, что добавляет особый колорит в эту историческую трансформацию.
Документ предусматривал активное участие представителей четырех общин Осетии: Тагаурской, Дигорской, Куртатинской и Алагирской. Это было свидетельством того, что изменения затрагивали различные слои населения и были направлены на объединение усилий всех затронутых сторон. Так, совместная работа членов различных общин под руководством Муссы Кундухова и при активном участии личностей вроде Барега Корнаева представляет собой важный момент в развитии правовой системы и всей общественной жизни Осетии того времени. Переосмысление роли традиционных адатов и родового уклада стало ключевым аспектом в процессе модернизации общества Осетии. Эти изменения открыли новую страницу в истории региона и были направлены на создание более справедливой и эффективной системы судопроизводства и общественного управления. Таким образом, 1859 год вошел в историю Осетии как начало новой эры, эры социальных реформ и законодательных преобразований.
В 1863 году в документе, адресованном "Комитету для разбора личных и поземельных прав туземцев", указываются серьезные разногласия между христиановцами и баделиатом. В частности, спор возник из-за нарушения границ земельных участков Бахтом Зураповым (Кубатиев). На документе присутствуют отпечатки пальцев Гамази Кагермазова, Цаппо Корнаева, юнкера Бекмарзы Тогоева и Ате Акоева, что подчеркивает его официальный характер.
Возможность точного разбора личных и поземельных прав в тот период была крайне важна, учитывая количественный и качественный состав семей, проживавших на спорных территориях. Например, семья Барега Корнаева в 1864 году насчитывала 24 человека, включая 14 мужчин и 10 женщин. Это увеличивало ставки в любом земельном споре из-за необходимости обеспечения достаточного количества земли для выживания такой большой семьи. У Барега было несколько детей от двух жен: сыновья Ханико, Басил, Дзанхъалиц, Дзанхот и дочери Тина (в замужестве за Баграевым), Кло (в замужестве за Туккаевым), Сапархан (в замужестве за Казбековым).
Такие подробности, изложенные в архивных документах, помогают современным исследователям понимать масштабы социальных проблем того времени и методы их решения. Конфликты из-за земли всегда были острыми и многочисленными, и этот исторический случай освещает лишь одну из множества подобных ситуаций, с которыми сталкивались общины в XIX веке. Земельные споры, таким образом, оставались критической проблемой, требовавшей внимания как на местном, так и на национальном уровне.
В конце XIX века экономическое положение человека определялось его имуществом, в которое входили животные и земли. Так, в апреле 1870 года в Осетинском округе была проведена перепись, во время которой учли все имущество местных жителей, включая животных. Барег Корнаев и Тики Золоев выделялись среди прочих благодаря значительному количеству скота.
На тот момент в собственности Барега насчитывались 6 лошадей, 25 голов крупного рогатого скота, 400 овец и 5 буйволов. При этом большая семья Тики Золоева, число членов которой достигало 36 человек, содержала более обширное хозяйство. В его владениях были 61 лошадь, 104 головы крупного рогатого скота, 1300 овец и 42 буйвола. Интересен тот факт, что 13 членов семьи Золоевых числились как холопы.
Ситуация изменилась шесть лет спустя. Количество лошадей у Барега Корнаева увеличилось до 56, что свидетельствует о расширении его хозяйства. Тики Золоев в свою очередь расширил его до 76. Эти данные показывают не только увеличение благосостояния, но и рост значимости животноводства в экономике региона того времени.
Очевидно, что хозяйственная деятельность двух этих семей способствовала развитию местной экономики и социальной структуры. Нарастание количества скота свидетельствует о развитии аграрного сектора, который был основой экономики того времени. Это также подчеркивает значимость животноводства как ключевого направления в хозяйстве осетинских крестьян...
Барег Цаппоевич Корнаев ушел из жизни в 1894 г. (по некоторым сведениям, в 1891 году) и получил звание почетного жителя маленького поселения Христиановское. Его похоронили на территории местной церкви, но с течением времени памятник и могучая липа, под которой собирались местные жители задолго до строительства церкви, были уничтожены в период советской власти, при возведении нового корпуса школы № 2 в городе Дигоре.
Сегодня точное место захоронения Барега Корнаева утрачено, однако его историю бережно хранят как потомки, так и жители Дигоры. Его помнят как сторонника интересов обычных людей и одного из организаторов переселения в Вольно-Христиановское и отделения от баделиата.