Сегодня в парламенте состоялись слушания по развитию музейного дела и его вкладу в просвещение взрослых и воспитание юных жителей республики. В них приняли участие депутаты парламента, представители системы образования, сотрудники научных учреждений и музеев, представители общественных организаций и студенты.
Перед началом заседания в фойе зала заседаний его участники с интересом ознакомились с историческими видами Владикавказа вековой давности и относительно недавними. Среди посетителей выставки был и председатель парламента Таймураз Тускаев, а его гидом выступил генеральный директор Национального музея республики Аслан Цуциев.
Неудивительно, что после такого эмоционального начала слушаний приветственное слово Таймураза Тускаева участникам слушаний также было проникнуто заботой о сохранении исторических памятников и памяти нашего народа. Глава парламента подчеркнул, что нынешний год особенно богат на знаменательные вехи истории – 250-летие вхождения Осетии в Россию, 240-летие основания Владикавказа и 100-летие СОАССР.
Однако круглыми датами более скромного масштаба богат каждый год истории осетинского народа и республики, и каждая из них – часть нашего самосознания, культурной самобытности и единства народа России. А потому все они должны быть сохранены в народной памяти и передаваться из поколения в поколение, сказал Таймураз Тускаев.
На это и нацелена культурная политика республики, закрепленная в стратегии ее развития до 2030 г. Нынешний, юбилейный, год был отмечен особенно масштабными событиями – празднованием знаменательных дат в республике и далеко за ее пределами, включая столицу страны.
По инициативе Сергея Меняйло там прошли дни Северной Осетии на выставке "Россия", концерты и творческие выставки, Дни республики в Совете Федерации, отметил Таймураз Тускаев.
Председатель комитета парламента по науке, образованию, культуре и информационной политике Елена Князева также привела немало интересных исторических фактов о возникновении и развитии музейного дела в нашей республике, зародившемся еще в позапрошлом веке.
Тем не менее история – это не только ее молчаливые артефакты. В умелых руках она становится мощным созидательным орудием, формирующим национальное и гражданское самосознание. Вот на это и направлены усилия власти и энтузиастов дела всей своей жизни – музейных работников.
Много говорящих об этом фактов привела в своем выступлении первый замминистра культуры Марина Рамонова. Только в прошлом году в 18 музеях республики побывали 144 тысячи человек. Это вдвое больше, чем всего пять лет назад!
В рамках федерального нацпроекта "Культура" в республике осуществляются проекты "Музеи – детям", "Пушкинская карта", идет модернизация музеев. Расширяется спектр льготных услуг для семей участников СВО и многодетных, улучшается доступность музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего детей и участников СВО.
За год на базе республиканских музеев прошло около сотни различных крупных мероприятий – выставок, посвященных Великой Отечественной войне, СВО, бесланской трагедии, выдающимся деятелям культуры России и Осетии.
Важной составной частью музейной и, шире, идейной работы являются народные музеи, создаваемые различными ведомствами, государственными и общественными организациями, в том числе школами. Об их работе рассказали представитель минобразования Элина Марзакулова, руководитель проекта "Историческая память" партии "Единая Россия" Фуад Кязымов и руководители музеев "Памяти жертв холокоста" Анатолий Харин и школы №46, ее директор Валентина Газзаева. Эти скромные и непрофессиональные, на первый взгляд, образования на самом деле выполняют громадную просветительскую и воспитательную работу. Неслучайно музей школы №46 стал в этом году победителем Всероссийского конкурса школьных музеев и получил премию в полмиллиона рублей. На эти средства, сказала Валентина Газзаева, в следующем году будет открыт второй зал музея, посвященный участникам СВО.
Единственным музеем жертв холокоста в стране, созданным общественной организацией – национально-культурным обществом "Шолом", является музей во Владикавказе.
А музеи сразу двух сельских школ Моздокского района – станиц Киевской и Павлодольской – стали призерами Всероссийского конкурса школьных музеев и в сумме получили премии – более 2 млн рублей!
Отмечая роль школьных музеев, Таймураз Тускаев сказал, что они, как правило, бывают первым местом, где дети знакомятся с историей своих села, города, республики. И там же получают жизненные ориентиры на примерах своих предков и старших.
Глава парламента также обратился к сидевшим в зале с предложением как можно чаще приглашать в школы их выпускников, добившихся общественного признания, чтобы они передавали детям живую историю своей республики и ее народа.
Что же касается работы профессионалов музейного дела, то о ней рассказал Аслан Цуциев. Он начал свое выступление словами: "Музеи – это мудрые учителя и интересные рассказчики". Гендиректор перечислил мероприятия Нацмузея за один год.
Среди многочисленных интересных и важных просветительских мероприятий особое внимание слушателей привлекло одно – выставка-продажа картин современных осетинских художников. Все собранные средства они передали в помощь участникам СВО и их семьям, а купившие картины передали их в дар Национальному музею. Картины, не нашедшие новых владельцев, авторы передали военному госпиталю во Владикавказе.
Впрочем, далеко не все радужно в состоянии музейного дела. Многие музеи находятся в помещениях, неприспособленных для хранения и экспозиции фондов, а также их посещения людьми с ограниченными возможностями.
Единственным полностью отвечающим требованиям доступности для инвалидов является реконструированное недавно центральное здание Нацмузея на пр. Мира.
Также, отметил его гендиректор, в республике с богатейшими спортивными традициями нет музея… спорта!
К сожалению, эти проблемы не были единственными. Директор центра профилактики терроризма в бывшей первой школе Беслана Лариса Сохиева привела печальные факты крайне слабого знания, а то и полного незнания, главнейших фактов и заслуг выдающихся уроженцев республики подростками 12–14 лет. Также музеям не хватает специалистов, особенно в области музейной педагогики. Оказывается, есть и такие, и еще недавно их готовили в наших вузах, но затем почему-то убрали эту специальность из программы.
Надо сказать и об атмосфере, царившей во время слушаний. Примерно половину аудитории составляла молодежь – члены молодежного парламента и студенты. Они крайне внимательно слушали и чутко улавливали озабоченность старших товарищей… не за себя, а за будущее страны, республики, своих младших.
Все выступления завершались аплодисментами, в них не слышалась фальшь, потому что аудитория отвечала на глубокую заинтересованность выступавших искренней проникновенностью.
Сегодня, в преддверии 80-летия Великой Победы, эти и другие вопросы музейного дела и, шире, всей просветительско-воспитательной работы с жителями республики всех возрастов необходимо поднимать и решать.
На это и были направлены прошедшие слушания, а их конкретным результатом станут рекомендации парламента органам исполнительной власти. Их разработают с учетом прозвучавших на слушаниях идей и проблем практиков, теоретиков и энтузиастов музейного дела.