Повестка дня заседания включала более тридцати вопросов. Среди них центральное место занимали вопросы бюджетной политики, и это объяснимо: до конца текущего года остается всего месяц, а новый год должен начаться с утвержденного финансового документа – Закона "О республиканском бюджете РСО–А на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Вчера он был принят в первом чтении.
Врио министра финансов республики Оксана Карова представила проект закона, ознакомив с основными параметрами бюджета на ближайшие три года. Налоговые и неналоговые поступления в бюджете республики в следующем году планируются в объеме 18 млрд 941 млн руб. с ростом 236 млн, или 1,3% по сравнению с 2024 годом. Рост показателей ожидается и в дальнейшем: на 3,6% в 2026 году и на 5,5% в 2027-м.
Объем безвозмездных поступлений в следующем году предусмотрен в объеме 17 млрд 951 млн. В виде субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов республика дополнительно получит 11,7 млрд.
Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 37 млрд 663 млн руб. Как сообщила врио министра, наибольший удельный вес в структуре расходов традиционно занимают расходы на образование – 28,7%, социальную сферу – 27,7%, экономику – 17,1% и здравоохранение – 7,4%.
Средства, предусмотренные на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, превысят показатели 2024 года на 6% и составят 16 млрд 371 млн руб. Новацией бюджетной политики, пояснила врио министра, является возможность участия субъекта в мероприятиях, связанных с возможностью списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам, что позволит более масштабно оказывать меры социальной поддержки.
В новом бюджете предусмотрены новые статьи расходов в виде выплат на приобретение одежды и спортивной формы детям из многодетных и малоимущих семей. На это предусмотрены средства в сумме 154,8 млн руб., а также 10,5 млн – на выплаты за транспортные услуги.
В перечень обязательных расходов входит и поддержка участников СВО и их семей, а также льготное обеспечение граждан и больных с орфанными заболеваниями.
В ходе обсуждения доклада депутаты задавали вопросы, связанные с расходной частью бюджета, его сбалансированностью, эффективностью использования бюджетных кредитов, резервами пополнения республиканской казны за счет собственных налоговых и неналоговых поступлений.
Свое мнение о проекте бюджета-2025 высказали председатель контрольно-счетной палаты Инал Калицов, назвав его "сдержанно-оптимистичным сценарием", и председатель профильного комитета парламента Асланбек Хадарцев, сделав акцент на необходимость просчитывать экономический эффект от инфраструктурных проектов, многие из которых, к сожалению, не дают необходимой отдачи, а некоторые даже приносят убытки.
Председатель парламента, подводя итог заинтересованной дискуссии, подчеркнул необходимость наращивания собственных доходов республиканского бюджета. "Но нарастить их невозможно без развития экономики в целом. За период с 2020 по 2023 год благодаря беспрецедентным мерам поддержки в условиях санкционного давления наблюдается неплохой экономический рост и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве, но нужно идти дальше, – сказал он. – Предпринимаемые меры поддержки сельхозтоваропроизводителей должны иметь не краткосрочную, а долгосрочную перспективу, на 10–15 лет".
Медстрахование: болевые точки здравоохранения
Еще один бюджетный вопрос, рассмотренный на вчерашнем заседании парламента, связан с проектом республиканского закона "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО–А на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Его представил руководитель фонда Алан Дзагоев. Он также привел основные параметры будущего бюджета, объем которого в 2025 году составит 14 млрд 775 млн руб., из них 14 млрд 324 млн – за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 399,5 млн – из территориальных фондов других субъектов РФ. Общий объем расходов бюджета фонда запланирован в сумме 14 млрд 775 млн руб.
В реестре территориального фонда значатся 666827 человек, это меньше на 8844, чем в прошлом году. Однако в нем зарегистрировано на 21,4% больше работающего населения, в то время как численность неработающего сократилась на 30310 человек.
По словам А. Дзагоева, новшеством в новом бюджете станет увеличение на 11% нормативных средств, выделяемых при прохождении диспансеризации, на 19% – на выявление онкологических заболеваний. Впервые предусмотрены финансовые затраты по профилю сердечно-сосудистых заболеваний.
Руководитель ТФОМСа ответил на интересовавшие депутатов вопросы, которые касались оказания медпомощи гражданам республики в других регионах, за которых оплачивает наш территориальный фонд, создания условий для получения высокотехнологичной помощи в республике без необходимости выезда в другие регионы, приобретения современного оборудования и др. Заместитель председателя парламента Светлана Доева заострила внимание на проблеме обеспечения больных гемодиализом. Эти медицинские услуги сегодня можно получить только в частных кабинетах. Понятно, что это услуги финансово емкие, отметила она, почему бы фонду медстрахования не обратить на это внимание? Однако, как пояснил А. Дзагоев, этот вопрос не входит в компетенцию территориального фонда. Обсуждение вопроса затронуло многие болевые точки здравоохранения, их решение – командная задача, убеждена председатель профильного комитета Лариса Ревазова. Она также обратила внимание на необходимость более четкого планирования и контроля за расходованием средств фонда в медучреждениях республики. Комитет рекомендовал устранить имеющиеся недостатки в работе территориального фонда.
Владикавказский "муниципальный час"
В рамках "муниципального часа" первый заместитель главы АМС г. Владикавказа Зураб Дзоблаев доложил о социально-экономическом развитии МО город Владикавказ за 9 месяцев текущего года. Важнейшей частью работы администрации стала поддержка бойцов, участвующих в специальной военной операции. За отчетный период бесплатным питанием были обеспечены 1 262 ребенка, осуществлены выплаты 242 контрактникам на сумму в 24 млн 200 тысяч рублей.
Что касается решения комплекса вопросов в различных сферах городского хозяйства, то оно осуществляется в рамках 14 муниципальных программ. "На этот год плановые показатели по доходам составляют 8,2 млрд рублей, из которых налоговые и неналоговые доходы – 3,8 млрд, – сообщил Зураб Дзоблаев. – Расходы до конца года составят 8,6 млрд рублей. Но, несмотря на наличие положительной динамики по доходам, состояние экономики города указывает на наличие потенциала по увеличению поступлений в бюджет. Недоимка по налоговым доходам на 1 октября 2024 года – 426,4 млн рублей, а задолженность по арендной плате за земельные участки – 384,2 млн". Также он добавил, что проводится большая претензионная работа, а также мероприятия в сфере теневой занятости.
Индекс промышленного производства составил 118,5%, в том числе по обрабатывающему производству – 116,9%. Увеличиваются оборот оптово-розничной торговли, количество кв. м жилья, введенных в эксплуатацию. В рамках профильных федеральных проектов благоустраиваются общественные территории, ремонтируются автомобильные дороги. В 2025 году наша республика примет участие в новом национальном проекте "Инфраструктура для жизни". Опорными населенными пунктами для реализации стали Владикавказ и Заводской.
Впрочем, и проблем достаточно. Подавляющему количеству школ требуется капитальный ремонт. Одна из самых сложных сфер городского хозяйства – транспортная инфраструктура и организация работы общественного транспорта. Несмотря на приобретенные автобусы и трамваи, количество тех, которые выходят на маршруты, крайне низкое.
В заключение Зураб Дзоблаев остановился на инвестиционных проектах и состоянии туристической отрасли, которая год от года набирает обороты.
В качестве содокладчика выступил председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Аслан Черчесов. Он отметил, что плановые показатели бюджета за 9 месяцев выполняются с опережением, но просроченная кредиторская задолженность остается существенной, как и недоимка по налоговым доходам. "Значительные резервы для пополнения местного бюджета имеются в сфере торговли, оборот которой составляет порядка 100 млрд рублей", – подчеркнул докладчик. К числу проблемных можно отнести результаты программы капитального ремонта: из 23 запланированных МКД отремонтированы только 5; состояние лифтового хозяйства: 160 единиц требуют замены; появление коммерческих ларьков, несмотря на мораторий на их установку. Конечно, один из самых наболевших вопросов – работа городского транспорта, которая, по оценке экспертов, занимает 94-е место среди 100 исследованных городов. Есть проблемы в здравоохранении, в частности, с льготным лекарственным обеспечением, и образовании. Это не только капремонт школ, но и дефицит кадров, качество обучения.
В ходе выступлений после доклада депутаты обратили внимание городских властей на возросшее количество коммерческих киосков, которые устанавливают на частных территориях. Они не только портят архитектурный вид города, но и торгуют табачной продукцией нередко вблизи учебных заведений. Неудовлетворительное состояние транспорта, ремонт дорог, в том числе ямочный, отсутствие тротуаров на некоторых городских улицах, доступная, а вернее, недоступная среда в районе "Новый город" для маломобильных граждан – эти вопросы уже неоднократно звучали на различных заседаниях, но пока не имеют надлежащего решения. Зураб Дзоблаев заверил депутатский корпус: каждый вопрос, прозвучавший на сессии, будет изучен с пристальным вниманием.
Валентина ЗЫГИНА,
Тамара БУНТУРИ